четверг, 5 августа 2010 г.

Cтихия цвета

O художникe Борисe Карафёловe

Его картины сразу обращают на себя внимание необычной цветовой гармонией, стремлением выразить любой тематический замысел прежде всего в стихии цвета. Цветовые мазки, колористическое насыщение, цветовая гамма определяют в работах этого художника все: композиционное решение – будь то натура или портрет, фигуративная картина, насыщенная персонажами, объемность и перспективу, авторское эмоциональное отношение к изображаемому. Все у этого автора выражено в цвете, в цветовых мазках – линейных, фоновых, точечных, мозаичных и прочих. После знакомства со многими работами Бориса Карафёлова возникает впечатление, что найденная им индивидуальная манера чисто технически восходит к традициям насыщенной красочной живописной фактуры Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Марка Шагала. Хотя сам художник в одном из интервью называет Рембрандта, Веласкеса, Вермеера и других мастеров именно той школы, определивших его «отношение к картине как таковой».
Конечно же, он пишет пейзажи в древних городах Израиля, в классической Венеции, в очаровательных городах средиземноморских стран, в Амстердаме и других ярких местах Европы. Цветовые композиции, бесконечные оттенки цвета привлекают и определяют содержание таких работ как «Персонажи Венецианского карнавала», «Гондола на канале», «Красный мостик», «Сквер Сан-Марио» и других. В этой же серии работы, где главное – нескрываемое восхищение морем, его красками («На берегу Средиземного моря», «Прогулка»). Библейский мотив, восхищение народом Израиля звучит в картинах «Лица Иерусалима», «Сон в еврейской пустыне». А вот и бытовые сцены – «Праздник в честь поэта», «Пикник в Иерусалимском лесу». Но и здесь читается особое торжество цвета, даже какое-то композиционное сочетание классической традиции и современной. Наверно, знающие близко семью Дины Рубиной и Бориса Карафёлова, угадают и многие знакомые индивидуальные черты в облике персонажей. И тем не менее в первую очередь в этих работах привлекает фон, красочный пейзаж. А в картине «Море» покоряет красота поверхности воды, которую мы видим как бы и своими глазами, и взглядом изображенных песонажей.
Отдельная тема у художника – виды Иерусалима. Прекрасная бытовая жанровая сцена изображена в картине «На Иерусалимской улице», где очень колоритные персонажи: и кот, и собака, и лежащий старик в шляпе. В этой и других работах, написанных в Иерусалиме, – та же стихия цветового соединения, но преобладает, как показалось, шагаловское смешение желто-синего колорита. В картинах «В ресторане Иерусалима», «В кафе» и других в изображенном лице персонажа угадываются черты автопортрета. Но это специально не подчеркивается: для художника важна спокойная созерцательность, восхищение тем, что он видит и что происходит в данный момент.
Стилистика обобщенного портрета доминирует в таких картинах как «Обнаженная с покрывалом», «Перед зеркалом» и других. Для автора здесь важно прежде всего восхищение атмосферой, средой. А в работе «Старый Иерусалим» настроение лирическое, скорее грустное, призывающее к раздумью. В «Еврейском кладбище» стихия неба воспринимается как продолжение фактуры и цвета земли, где покоятся тела и души усопших. Близкая к этим тональность городских пейзажей привлекает той же цветовой стихией в серии работ «Виды и каналы Амстердама» и других. Интересны и композиции типа «Перед представлением»: на фоне городских пейзажей – эстрадные сооружения, где выступают, согласно древней традиции, бродячие актеры. Здесь как бы соединяются воедино стихии живописи и театра – древнейших и вечных искусств.
Все вышеназванные картины Бориса Карафёлова написаны маслом. Но он очень активно, особенно в последнее время, работает в технике акварели, акрилика, цветной гуаши. Все эти работы тоже характерны активным отношением к передаче цвета, цвет и здесь – главное средство художественной выразительности. Иногда даже с близкого расстояния не отличишь, в какой технике созданы те или иные работы. Все это говорит прежде всего об уровне профессионального мастерства. Яркий пример – написанная гуашью работа «Утро в старом парке Яффы». В таких картинах, как и в написанных маслом, сохраняются и продолжаются найденные художником композиционные принципы. Особое настроение, своя внутренняя задача читаются в выполненных акварелью работах «В горах», «Окно в Амалфи», «Яхты в заливе Эйлата», «Берег в Эйлате» и других. И совсем не отличаются от них по цветовой выразительности написанные гуашью картины «Маленький городок в Ломбардии», «Дина с книгой», многие пейзажи городов Израиля, Италии, виды Амстердама, где вместе с передачей в цвете лирического настроения заметен особый интерес художника к воссозданию скульптуры и архитектуры малых форм.
Борис Карафёлов родился в 1946 году около Ташкента, закончил Симферопольское художественное училище, преподавал рисование и живопись в Виннице и в Москве. Работал художником в Театре на Таганке (Москва), Театре им. Комиссаржевской (Новочеркасск), Мерлин-театре (Будапешт) и других. В 1990 году репатриировался в Израиль. Участник многих международных выставок и победитель многих конкурсов. Его работы представлены в музеях Москвы, Лондона, Берлина, Парижа и других городов, во многих частных коллекциях в разных странах. Живет и работает в Иерусалиме.
«Художественное полотно – это поверхность, на которой разворачивается драма цветовых взаимоотношений, – так определяет Борис Карафёлов особенности своей творческой манеры. – Организуя цветовое многообразие, художник стремится к целостности. Когда строй цветовых рядов и интервалов образует некую гармонию, рождается картина».

Комментариев нет: