четверг, 5 августа 2010 г.

Вечная молодость таланта

Вся жизнь Зинаиды Самойловны Леберчук, которой только что исполнилось всего лишь девяносто, отмечена прежде всего печатью яркого актерского дарования. Рассказывая о разных периодах своей творческой жизни, она приводит запомнившиеся высказывания своих знаменитых коллег. Мария Ивановна Бабанова, например, говорила, что актерство – это неизлечимая болезнь, это на всю жизнь испытание самолюбия. А Армен Джигарханян считает, что актерская профессия – это пожизненные галеры. Но для Зинаиды Леберчук актерство – это прежде всего великий природный дар и страстное призвание, проявившееся еще в раннем детстве.
Мне посчастливилось несколько раз разговаривать с ней, слушать ее воспоминания. О себе она рассказывает очень скупо, все больше – о друзьях, коллегах-актерах и режиссерах, с которыми пришлось работать. И все же попробуем на основании услышанного от Зинаиды Самойловны вспомнить наиболее яркие эпизоды ее творческого пути.
...В пять лет она уже танцевала и очень любила читать трагические стихи. В семь лет всех, кто приходил к ним в дом, заставляла сесть, становилась на стул и декламировала из поэта Михайлова: «Камещик, каменщик в фартуке белом, что ты там строишь, кому? Ой, не мешай нам, мы заняты делом, мы строим, мы строим тюрьму. Каменщик, каменщик, в фартуке белом, кто же там будет сидеть?..» А потом сама плакала: как это кого-то будут казнить? И ждала, когда слушатели тоже начнут плакать. Но никто не плакал, и маленькая Зиночка со слезами на глазах говорила: «Не понимаю, почему вы не плачете. Это же так страшно…»
Она вспоминает, что училась в школе очень плохо, ничего не знала ни по географии, ни по физике. К тому же была хулиганкой, дралась, ее дважды выгоняли из школы. Правда, в те годы начала заниматься балетом, участвовала в различных детских спектаклях. И после семилетки поступила в театральный техникум вместе со своей лучшей подругой с первого класса – Татьяной Карповой, которая потом станет народной артисткой Советского Союза, одной из ведущих актрис московского Театра имени В.Маяковского.
Театральный техникум был при знаменитом харьковском театре «Березиль», которым руководил Лесь Курбас и где играли Бучма, Ужвий, Крушельницкий, Чистякова, Марьяненко – весь цвет украинского театра в то время. Правой рукой Курбаса был прекрасный педагог профессор Михаил Полиэктович Верхацкий. Он очень любил Зину и Таню, уделял им много внимания. В учебных спектаклях Зинаида часто исполняла трагические роли.
Трагическим было и то время... В 1932-м, страшном голодном году, студентов техникума отправили выступать по селам. Шли ежедневно по двадцать километров пешком, приходили в село, а никого нет, пусто, только дохлые собаки лежат, двери домов открыты, ни есть, ни пить – ничего. Студенты шли дальше. Так вот и проходили два месяца. Колодцы были отравлены: туда бросали дохлых кошек и собак, видели они и трупы... А когда вернулись в Харьков, началось время арестов. Забрали Курбаса, многих других педагогов. Михаил Полиэктович Верхацкий вызвал тогда Зинаиду с Татьяной и сказал им: «Девчата, видите, что творится? Меня скоро возьмут. Тикайте до Москвы». Он написал им сопроводительное письмо во МХАТ. Отец Зинаиды, художник, к тому времени уже сидел…
И вот в 1934 году две бедные девочки приехали в Москву, где никого не знали и где жить было негде. Во МХАТе они с огромным трудом уговорили Ивана Николаевича Берсенева дать им направление во Второй МХАТ. А потом, когда закрыли Второй МХАТ, Зинаиду Леберчук и Татьяну Карпову приняли в Театр Революции.
Во время войны этот коллектив стал называться Московским театром драмы, а с 1954 года – Театром имени Владимира Маяковского. В дальнейшем вся активная актерская творческая жизнь Зинаиды Леберчук будет связана с этим театром, со многими его выдающимися спектаклями.
До сих пор классикой современного сценического искусства считается поставленная в этом театре в самом начале шестидесятых годов прошлого столетия трагедия древнегреческого драматурга Эврипида «Медея». Режиссер-постановщик, известный мастер Николай Павлович Охлопков почти два года подбирал актеров к этому спектаклю. Многим запомнилась премьера «Медеи» в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Ясона играл Евгений Самойлов, Медею – Евгения Козырева, блистательно сыгравшая перед этим Катерину в «Грозе». В «Медее» был занят совершенно необычный для драматического спектакля большой (87 человек) оркестр под управлением знаменитого Юрия Силантьева, не менее знаменитый хор Юрлова стоял по обе стороны главной площадки, где разворачивалось действие. Зинаида Леберчук, игравшая Кормилицу, начинала спектакль, перед ее выходом оркестр играл увертюру из Танеева, звучал хор. Роль царя Креонта исполнял Александр Ханов, роль Корифейки – Галина Григорьева. Художником-постановщиком спектакля был Вадим Рындин. Всю музыку подбирал и редактировал муж Зинаиды Леберчук, замечательный композитор Илья Михайлович Меерович. Николай Охлопков очень любил его. Илья Меерович подбирал музыкальное оформление ко многим спектаклям театра и сам писал музыку, когда это было необходимо. Для «Медеи», например, Меерович написал музыкальное сопровождение сцен с детьми и заключительную ораторию, своеобразное развитие трагической темы. Илья Михайлович Меерович проработал в Театре имени В.Маяковского 55 лет, всю жизнь по сути отдал ему.
«Медея» оставалась в репертуаре Театра им. Маяковского долгие годы. Менялся состав исполнителей, но Николай Охлопков требовал, чтобы Кормилицу играла только Зинаида Леберчук. С этим спектаклем театр объездил почти весь Союз, с огромным успехом прошли гастроли в Ленинграде, Таллинне, Киеве, Минске, в городах России, в среднеазиатских республиках. В Минске, например, его играли на огромной площади у Дворца профсоюзов. Автор этих строк может похвастаться, что он видел тогда на площади в Минске эту «Медею» и помнит ее до сих пор...
Вспоминает Зинаида Самойловна и другие интересные работы под руководством Николая Охлопкова. Например, нашумевший тогда спектакль «Гамлет, принц Датский», где главную роль исполнял сначала Евгений Самойлов, потом – Михаид Козаков. В роли Гертруды зрители видели Галину Григорьеву и Зинаиду Леберчук.
После смерти Н.Охлопкова в 1968 году театр возглавил Андрей Александрович Гончаров. Он принес в коллектив совершенно другую постановочную эстетику. Весь интуитивный, импровизационный, он любил импровизации и постоянный поиск совместно с актерами. Во время репетиций могло меняться все: музыка, оформление, костюмы, свет… Вначале было очень трудно привыкнуть к другому методу работы. В поставленном Андреем Гончаровым спектакле «Два товарища» по пьесе Владимира Войновича Леберчук играла роль учительницы. Пять раз был сыгран этот спектакль, потом его запретили. Большим успехом пользовался спектакль по пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина», там Гончаров поручил Зинаиде Леберчук роль генеральши Кукарниковой, о которой мечтали многие исполнительницы. Знаменитый свой спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по драме Николая Лескова Андрей Гончаров сначала выпускал со студентами ГИТИСа, а потом постепенно вкрапливал в него актеров Театра им. Маяковского. Так вошла в спектакль на одну из ролей и Зинаида Леберчук.
Были у нее в Театре им. Маяковского и многие другие памятные роли. Она играла в спектаклях «Дорога свободы» по Говарду Фасту, «Жизнь Клима Самгина» по М.Горькому, в мюзикле «Человек из Ламанчи», где она пела в квартете с Анатолием Ромашиным, Светланой Немоляевой, Николаем Прокофьевым. В «Закате» по пьесе Исаака Бабеля роль Менделя исполнял Армен Джигарханян, роль его жены Нехамы – Зинаида Леберчук...
А потом была эмиграция. Сначала, как и у всех, было невыносимо трудно. Наверно, такая уж судьба настоящего актера – он не может жить без театра. Поэтому и возникла идея выступать здесь в особом жанре – в моноспектаклях, возвращаясь к актерству, к любимой профессии и ко всему тому, что несет людям настоящая литература.
Первым таким моноспектаклем была «Медея» Эврипида, где актриса исполняла пять ролей: Медеи, Креонта – царя Коринфа, Ясона – мужа Медеи, Кормилицы детей и Воспитателя детей. На одном дыхании, будто завороженные, мы, русскоязычные эмигранты в Чикаго, смотрели эту работу, где актриса удивительно тонко и психологически правдиво передает трагедию героини, восставшей против угнетения и унижения своего человеческого достоинства и идущей в своем отчаянии на безумные поступки. Силой своего таланта – и автора композиции, и актерского – Зинаида Леберчук как бы приближала к нашему времени персонажи, жившие две с половиной тысячи лет назад. Нравственный посыл этой композиции и проникновенного актерского перевоплощения один: протест против предательства, измены, человеческой подлости.
Следующим моноспектаклем, подготовленным Зинаидой Леберчук и показанным в нашей чикагской эмигрантской общине, был «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н.Лескова. Это произведение русской классики не такое простое для восприятия; особую сложность для актрисы представляло психологическое оправдание иногда неожиданных поступков каждого персонажа. Актриса в моноспектакле исполняла роли главной героини Катерины Измайловой, молодого приказчика Сергея, свекра Бориса Тимофеевича, мужа Зиновия Борисовича, двоюродной сестры, ее племянника Феди, кухарки Аксиньи. Каждый персонаж у Лескова говорит своим языком, со своими особенностями мышления, что передать со сцены за небольшое время чрезвычайно трудно. Но ектриса успешно справилась с этой задачей. Успеху моноспектакля способствовала и сопровождающая его музыка композитора Ильи Мееровича в исполнении блестящего музыканта и аккомпаниатора Бориса Лермана.
Зинаида Леберчук бесконечно благодарна Борису Лерману за музыкальное сопровождение всех ее моноспектаклей. Сам прекрасный музыкант, виртуозно владеющий импровизационной игрой на многих инструментах, он очень хорошо чувствует и понимает и драматургию, и особенности стилистики и пластики исполнительницы. При создании всех моноспектаклей идет как бы взаимный творческий процесс: музыка не просто сопровождение, аккомпанемент, а зачастую существенный смысловой и эмоциональный компонент программы, подсказывающий тот или иной драматургический или пластический ход.
Высоким мастерством актерского исполнения отличается и моноспектакль Зинаиды Леберчук «Закат» по пьесе Исаака Бабеля. Актриса исполняет здесь все роли: Мендель Крик, Нехама, Двойра, Беня, Левка, мусье Боярский, Арье-Лейб, Никифор, Маруся, Потаповна. Характерная черта этой работы – не только перевоплощение психологическое, но и внешнее, жанровое. Актриса находит для каждого персонажа необходимые и точные жесты, пластику, стиль поведения, мимику, интонацию голоса, даже походку. Переходы от одного персонажа к другому удивительно органичны; без так называемого авторского текста эти герои в талантливом исполнении актрисы вовлекают нас в действие, заставляют волноваться и переживать. Драматургия взаимоотношений персонажей опять-таки удачно подчеркнута очень точной драматургией музыкального и ритмического сопровождения Борисом Лерманом.
А затем Зинаида Леберчук показала нам и другие интересные моноспектакли. Специально для аудитории ветеранов Великой Отечественной войны был подготовлен моноспектакль «Направление главного удара» по повести Василия Гроссмана. В нем звучит музыка Дмитрия Шостаковича, но в финале под специально написанную Борисом Лерманом музыку актриса читает строки Константина Симонова. «…Вновь с камнем памяти на шее топлю в себе тебя, война. Но как в затопленной траншее опять всплываешь ты со дна… Война… Как эти вдовы, с нею, наверное, повенчан я. И не короче, не длиннее вся жизнь и молодость моя…» После этого представления все присутствовавшие в зале плакали. Рассказывая об этом моноспектакле, Зинаида Леберчук вспоминает, что во время войны и после ей часто приходилось выступать с концертами. Она читала стихотворение «Сын» Константина Симонова. И всегда после исполнения все вставали, из зала к актрисе бросались взволнованные женщины… Вспомнила она и выступления в Москве на призывном пункте, откуда мальчиков, уже постриженных, направляли на войну в Афганистан…
Остросовременная проблема взаимоотношений отцов и детей лежит в основе моноспектакля «Королева – Мать» по мотивам пьесы итальянского драматурга Манлио Сантанелли. За основу представления взят спектакль, который в Москве играла с партнером Татьяна Карпова. К своему моноспектаклю Зинаида Леберчук
специально написала вступительный монолог о том, что вся жизнь героини заключается в музыке, – как символе прожитого и пережитого. А Борис Лерман в своем интересном, как всегда, музыкальном оформлении моноспектакля использовал мелодии, которые поет Лучано Паваротти.
В созданном на основе пьесы драматурга Алексея Яковлева моноспектакле «Островитянин» Зинаида Леберчук акцентирует актуальное звучание, современный взгляд на понимание времени, раздумья над взаимоотношениями поколений… И здесь она – во всех ролях, которые в спектакле Театра им. Маяковского исполняли Игорь Костолевский, Галина Беляева, Александр Фатюшин и другие известные актеры. В этой работе очень много смешного, задорного и, главное, мудрого. Зинаида Леберчук любит цитировать отрывок из монолога Бабушки – главной героини: «Какая это однообразная каторжная работа – весь век дышать: вдох – выдох, вдох – выдох… В век разума независимо от тебя что-то сокращается, что-то расширяется, и ты благодаря этому живешь… Недавно одному ученому, англичанину, пришла идея подчинить дыхание разуму, и он добился своего, но однажды он уснул и не проснулся. Он, бедняга, не знал, что разум-то спит, редко, но спит. Этого он не учел…» Моноспектакль «Островитянин» тоже был с огромным интересом встречен зрителями нашей общины.
В то, что Зинаиде Самойловне Леберчук исполнилось столько лет, трудно поверить. Потому что она и сегодня по-настоящему молодая. Молодая своим вдохновенным, полным неиссякаемой энергии отношением к жизни и стремлением к творчеству, к актерскому лицедейству. Поздравляя уважаемую Зинаиду Самойловну со славным юбилеем, давайте пожелаем ей отличного здоровья и новых творческих успехов. Пусть всегда она сохраняет свой такой молодой актерский задор и яркое человеческое обаяние.

Комментариев нет: