четверг, 5 августа 2010 г.

Когда играют звезды

«Квартет» Р.Харвуда в постановке БДТ из Санкт-Петербурга

Тот воскресный вечер запомнился, наверное, многим. Тем, кому удалось попасть в зал Christian Heritage Academy, посчастливилось увидеть спектакль совершенно необычный, выпадающий из контекста современных коммерческо-антрепризных постановок, что привозят к нам из России. Это было представление, в котором царствовал Его Величество Актер и торжествовал дух театра как актерского храма прежде всего, как места, где увлекает нас своим искусством актер и только актер. Тем более, что в спектакле роли исполняли выдающиеся мастера театрального искусства: Кирилл Лавров, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили. А спектакль этот был поставлен в Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре имени Г.А.Товстоногова, в коллективе, знаменитом своими высочайшими достижениями именно в актерском мастерстве, в постижении смысла лучших образцов русской и мировой драматургии через актерское видение, через высокого класса актерский показ и актерское прочтение.
И тем не менее в любой театральной постановке участие известных имен еще не гарантирует полный успех. Всегда очень важно режиссерское понимание и видение того, что заложено в пьесе, поиск постановщиком образной структуры и стилистики будущего представления. В «Квартете», далеко не лучшей пьесе известного английского автора Рональда Харвуда (вспомним, что он автор такого шедевра мировой драматургии как «Костюмер» и сценарист прекрасного фильма «Пианист»), талантливый режиссер-постановщик Николай Пинигин увидел возможность соединить эстетику и пластику реального быта и мечты, суровой правды жизни и фантазии, близкой к радостной и одновременно трагической сказке.
Действие происходит в доме для престарелых актеров, в его музыкальном салоне, куда ежедневно после завтрака приходят поболтать и провести время четыре в недавнем прошлом оперные знаменитости: тенор Реджинальд Педжет (Кирилл Лавров), баритон Уилфред Бонд (Олег Басилашвили) и две певицы-сопрано Сесилия Робсон (Зинаида Шарко) и Джин Хортон (Алиса Фрейндлих). Они, в основном, вспоминают свое активное театральное прошлое, открывают тайны своей жизни, признаются даже в грехах, ведут разговоры и о том, как живется здесь, в этом доме. Они хорошо помнят свои оперные партии и все детали своей жизни в молодости и не помнят, что было сегодня на завтрак. Но основная интрига заключается в том, смогут ли они спеть знаменитый квартет из «Риголетто» на специальном музыкальном празднике, который должен состояться через несколько недель 10 октября – в день рождения их самого любимого композитора Джузеппе Верди.
В изображении каждого персонажа режиссер и актеры находят черты и интонации как предельно реальные, бытовые, с высочайшим уровнем правдивого показа, так и гротескные, фарсовые, совершенно неожиданные, даже шутовские (в шекспировском понимании). Кирилл Лавров поначалу подчеркивает в своем персонаже черты мыслителя-интеллектуала. Он приходит в музыкальный салон с книгой, в которой находит мудрые символические изречения, например, о том, что творчество является преодолением отчаяния, но побеждает все же человек. В так называемых зонах молчания мы, зрители, чувствуем огромную интеллектуальную энергию, которую излучает этот персонаж. Он подбадривает всех, убеждая их в необходимости хорошо подготовиться к исполнению квартета. Взволнованно говорит он о необходимости «забыть себя, ощутить вдохновение перед выходом». Новые, неожиданные черты в характере своего героя Кирилл Лавров мастерски находит, когда в доме появляется Джин Хортон (Алиса Фрейндлих), которая когда-то была женой Реджи. Актер за короткое время убедительно передает все колебания своего отношения к ней: от нежелания видеть до признания в любви, которая была когда-то и, быть может, вернулась… И совсем иные интонации звучат, когда тенор-интеллектуал в исполнении Кирилла Лаврова делает несколько быстрых шагов навстречу невидимой Анжелике, работнице этого дома, не дающей ему любимый лимонный джем, и кричит ей: «Сука! Корова, дрянь толстозадая!», чтобы через пять секунд вернуться к вальяжному тону «в расскждении искусства». Поразительна органика выдающегося актера, объемность этого образа, его поиск человеческих качеств и черт, вовсе, скажем так, не запланированных в тексте пьесы. Хочется пожелать актеру и в дальнейшем сохранять такую же творческую форму. Напомним, что премьера спектакля «Квартет» состоялась на сцене БДТ 14 сентября этого года – за день до того, как художественному руководителю театра Кириллу Юрьевичу Лаврову исполнилось 80 лет.
Покорила зрителей своим мастерством перевоплощения и актриса Зинаида Шарко, исполняющая роль Сесилии Робсон. Сиси – так ее называют все остальные персонажи –стремится сохранить дух былой актерской молодости, женское очарование, ощущение радости творчества, радости общения с теми, кто рядом. «Давайте будем жить каждый час, каждое мгновение», – вдохновенно говорит Сиси – Шарко своим коллегам. Актриса блестяще находит множество неповторимых интонаций, движений и жестов своей героини, причем все это естественно и предельно органично. Самозабвенно ее персонаж, например, меняет наряды, изменяя их общую цветовую гамму. Такая Сиси все время излучает добро, открытую любовь к людям, желание помогать всегда и всем. Во время представления спектакля подумалось и о том, как не похожа Зинаида Шарко в этой роли на ее прежние значительные актерские работы, например на ее персонаж в спектакле «Старая дева», который мы видели в Чикаго несколько лет назад.
Яркий рисунок, тоже не похожий на многие известные ранее работы в театре и кино, демонстрирует в «Квартете» Олег Басилашвили в роли бывшего известного баритона Уилфреда Бонда. Его персонаж постоянно стремится преодолеть все трудности своего возраста, призывая коллег к оптимизму, к радостному восприятию всех мгновений жизни. Именно Уилфред – Басилашвили старается внушить всем в доме для престарелых основной принцип существования – «НЖ», что означает: «Никаких жалоб!» Актер очень органичен в своей растянутой рыжей кофте, как в каком-то специальном одеянии театрального шута. Интересно проводит он и сцену, где герой ищет себе бутафорский горб перед выходом на сцену в роли Риголетто. Даже когда Уинфред – Басилашвили отворачивается от зрителей и долго стоит к ним спиной, мы следим за ним, ощущая его активное присутствие в разговорах и взаимоотношениях других персонажей.
Джин Хортон, персонаж Алисы Фрейндлих, появляется на сцене несколько позже других. У Джин, как у певицы, судьба трагичнее, чем у коллег, она очень рано вынуждена была покинуть сцену. Актриса находит очень интересные гротескно-фарсовые черты в обрисовке своего персонажа. В ее сумке иногда неожиданно звучит таймер, заставляя ее вытаскивать таблетки и лихорадочно запихивать их в рот: актриса часто меняет темпоритм поведения своей героини. Интересна динамика ее взаимоотношений с одним из ее бывших мужей Реджи, которого играет Кирилл Лавров, – от полного нежелания общаться до воспоминаний о прежних чувствах. Джин – Фрейндлих сначала категорически отрицает идею спеть квартет из «Риголетто» перед публикой в доме; постепенно обостряется конфликт между этим персонажем и партнерами. Но в этой атмосфере общения с ними происходят перемены в сознании и мировосприятии Джин, и актриса блестяще показывает этот переход. Теперь Джин – Фрейндлих убедительно говорит о том, что прошлое приходит к нам вместе с музыкой. Она задает всем естественный вопрос: «Зачем, почему мы должны стареть?» и активно защищает идею необходимости спеть квартет в предстоящий вечер в честь великого Верди. Говоря об этой актерской работе Алисы Фрейндлих, хочется процитировать фразу Кирилла Лаврова из интервью, которое он дал телеканалу «Культура»: «Это первый спектакль, где я встречаюсь на сцене с Алисой Фрейндлих. Я обожаю Алису, и для меня большое счастье играть с ней дуэт».
Нельзя не отметить и общее художественное решение спектакля (художник-постановщик З.Марголин, художник по костюмам И.Чередникова). Одна из самых ярких сцен в спектакле – когда персонажи, открыв огромный сундук с театральными костюмами, с детским восторгом роются в нем, выбирая лучшее для предстоящего выступления. Они как бы погружаются в великую магию Театра, вовлекая в это и нас, зрителей. Не случайно после этой сцены звучит фраза одного из героев о том, что искусство бессмысленно, если оно не заставляет биться наши сердца. И бывшие оперные звезды находят в себе силы, чтобы подготовиться и в театральных образах выйти перед публикой спеть знаменитый квартет. Включается фонограмма, звучит божественная музыка, а они не могут открыть рта, потому что слышат свои молодые голоса, а под «фанеру» петь не умеют. Медленно гаснет свет, и мы прощаемся с персонажами, понимая, что в даль уходит то, что называется великим театром. Режиссер Николай Пинигин в зале БДТ нашел блестящий финальный ход, когда площадка с Лавровым, Шарко, Фрейндлих, Басилашвили под звуки музыки медленно уплывает в глубокую даль сцены. Но и у нас, в переполненном зале Christian Heritage Academy финал прозвучал убедительно и взволнованно: многие зрители вытирали набежавшие на глаза слезы…

Комментариев нет: