четверг, 5 августа 2010 г.

В его картинах – красота природы

На выставке работ художника Андрея Ванджалы

Когда мы знакомимся с творчеством художника Андрея Ванджалы, мы сразу же обращаем внимание на его бесконечную влюбленность в природу родной Украины – земли, откуда он приехал сюда. Поэтому он так увлечен жанром пейзажа. Каждую свою картину художник пишет маслом в классических традициях, тщательно и достоверно. И одновременно в этих работах ощущается авторское отношение к изображаемому, его эмоциональное настроение, его внимательный взгляд, старающийся не пропустить интересные черты натуры, ее детали, тонкости, подробности, неожиданности.
В картине «Утро в деревне», например, нас привлекает своей простотой и каким-то гостеприимством обычный глинобитный крестьянский домик, освещенный ранними лучами солнца. На переднем плане за оградой – цветущие подсолнухи, дальше – зелень лесных деревьев. Интересно выписаны цветовые контрасты, в зеленых градациях света и тени, в лаконичных, но очень выразительных облаках в голубом небе передано мягкое лирическое настроение. В этой картине строго реалистического по своей манере автора заявлено скорее эмоциональное импрессионистское начало. Как и в работе «Восход солнца», где удивительно тонко и красочно подчеркивается радость восприятия этих мгновений в природе.
Соответствующее настроение читается и в других пейзажных работах Андрея Ванджалы. Мы словно бы ощущаем дуновение ветра на берегу красивой реки («Над Бугом»), – так изящно выписаны здесь березки, необычная линия берега, камни у самой воды, кустарник, зовущая тропа. В картине «Золотая осень» автор подчеркивает свое явное восхищение желтизной листвы изображенных березок в лесном массиве. Здесь сохраняется общая экспрессивная колористическая тональность и обращается внимание на разнообразие оттенков желтого цвета листьев таких стройных и изящных деревьев. Законченность и гармония композиции, авторская влюбленность в изображаемое пространство, точное ощущение перспективы, – все это привлекает в работе «Закат», где так колоритны и гамма красок вокруг заходящего солнца, и простор широкой реки, и живописные облака в небе, и желтые цветы на переднем плане. А в композиции «Перед бурей» подчеркнуто уже совсем другое настроение в пейзаже. Водная гладь здесь отражает более мрачное и тревожное состояние предгрозового неба; общая эмоциональная тональность ощущается в графических линиях и многообразии красок, изображающих берег реки в этом красивом месте.
Тем не менее художник в своих работах в этом жанре вовсе не старается приукрасить тот или иной пейзаж, а приглашает зрителей просто вместе взглянуть на него, всмотреться, как бы побывать там, в том уголке природы. В картине «Прикарпатье» привлекает цветовая гамма горного склона, ручей по покрытому камнями мелкому дну, тронутые первой желтизной осени красивые заросли, изображенные в таких богатых цветовых оттенках. Близка к этой работе по настроению картина «Река в лесу». А вот «Ясенитская церковь» – редкий для этого автора пейзаж со строением, в данном случае – интересным по своей архитектуре деревянным церковным зданием. Своеобразное торжество всевозможных оттенков желтого цвета доминирует в полотне «Осенний лес». Очень лирична по своему настроению картина «Лесной ручей», решенная в оттенках зеленого цвета, куда как бы врывается зовущая, приглашающая к себе голубизна ручья в центре композиции. Здесь ощущается магия локального уголка природы в отличие, например, от таких картин художника, где акцентируется прежде всего перспектива, уходящая даль натуры. Характерным в этом отношении является полотно «Лето». На переднем плане композиции изображены привлекательные красные и белые полевые цветы, затем – зеленые трава и кустарник, за ним – огромное желтое поле. А на дальнем плане – дорога, линия построек, ощущение присутствия людей. И над всем этим – красивое голубое небо с белыми облаками. Картину можно назвать своеобразным гимном этому времени года – лету...
Другая группа работ Андрея Ванджалы, представленная на выставке, – это его натюрморты. Художник пишет всевозможные букеты цветов с каким-то особым страстным увлечением. У каждой такой картины можно подолгу стоять, всматриваясь и восхищаясь и самой натурой, и техникой и экспрессией ее передачи. Вот, например, написанные мастехином «Маки и ромашки» – картина, привлекающая своей эмоциональностью, ярким контрастом белого и красного цветов, какой-то особой композиционной законченностью. Свои, особые у художника и «Подсолнухи», написанные, конечно же, не без влияния образцов классической живописи. Но обратите внимание на то, с какой тщательностью и подробностью выписан каждый лепесток цветка, каждый листик. Поражает авторское многообразие колористических оттенков в желтом цвете, зеленом, красном, белом... А в других букетных композициях художник старается показать в увиденной им натуре всю палитру красок и оттенков цвета, все их бесконечное многообразие. Привлекает и композиционная гармония в каждом изображенном букете, особенно в таких работах как «Полевые цветы», «Цветы лесные», «Маки», «Сирень» и других. Яркая сочность масляных красок, колористическое богатство, проработанность каждой линии, каждого штриха, нанесенных на полотно кистью и мастехином, – все это впечатляет, возникает ощущение запаха изображенной натуры. Интересно решает художник каждый раз и вазы, в которых стоят эти букеты: они никогда не повторяются, они интересны и по форме, и по освещению. В каждом натюрморте мы чувствуем состояние души автора, его восхищение натурой и подсознательный призыв к зрителям вместе всмотреться, вдуматься, обогатиться этой красотой.
О себе художник Андрей Ванджала рассказывает очень сжато и скупо. Родился он в селе Каменка Бугская в Западной Украине, отец был священником, мать – учительницей. Рисовать начал с самого детства. Места вокруг родного села были очень красивые, и все это вдохновляло зарисовывать пейзажи. Андрей много рисовал в школе, активно участвовал в разных оформительских работах. Служил в армии, учился в техникуме пищевой промышленности. Работал некоторое время по специальности. Потом его приняли на работу в художественную мастерскую. Все время писал картины. По его признанию, с самого начала своего творчества стал ощущать сильное влияние русской классической живописи, особенно ему нравились произведения Шишкина, Айвазовского, Саврасова, других художников. Через некоторое время поступил в Московский народный университет искусств на заочное отделение факультета изобразительного искусства и закончил его.
С 1993 года живет в Америке. Занят конкретной работой в одной из компаний, а в свободное время создает свои картины.
«Стараюсь делать это ежедневно и постоянно, – говорит Андрей Ванджала. – Здесь у меня полная свобода творчества. Считаю именно творчество, живопись – главным в моей жизни. Замыслов много, но студии или мастерской у меня нет – мольберт стоит в спальне.
Пишу в основном все по памяти. То, что когда-то видел, пережил, запомнил. Что поразило и впечатлило. Иногда есть возможность поставить натуру, например, когда пишу букеты цветов. Написанное немного продаю, немного раздаю...».
Произведения этого художника находятся во многих частных коллекциях в Украине, Польше, Канаде, Германии, Австрии и у нас в Соединенных Штатах. Выставляется он сравнительно редко. Его работы экспонировались в Чикаго в «Rose Gallery», недавно он со своими картинами принимал участие в «Outdoor Art Fair» в Гленвью.
Андрей Ванджала изображает в своих картинах то, что ему очень нравится. Как правило, подчеркнутая им красота природы нравится и зрителям. Поздравим же художника с этой выставкой и пожелаем ему дальнейших творческих успехов.

Комментариев нет: