четверг, 5 августа 2010 г.

Поэтическое видение мира

На выставке художника Василия Мязина

Те, кто ранее был знаком с его творчеством, уже издали безошибочно узнают его работы, его оригинальную художественную манеру. У этого художника нет особо сложных сюжетно-композиционных решений. Но тем не менее возле каждой картины хочется стоять подолгу, всматриваться, думать, – привлекает какое-то особое видение мира, гармония ритма, изящество линий, тонкие переходы и игра цвета. Одним словом то, в чем и заключается сущность настоящей красоты.
Центр для пожилых «Forever Young», уже хорошо зарекомендовавший себя в нашей общине интересными начинаниями, успешно продолжает серию выставок работ художников – эмигрантов из бывшего Союза и постсоветского пространства. В понедельник там открылась новая художественная выставка, которую специально для этого Центра подготовил Василий Мязин.
Открывает экспозицию прекрасная картина «Паганини» – одна из ярких в своеобразном цикле живописных работ художника, посвященных музыке и музыкантам. Образ персонажа здесь решен и портретно, и обобщенно: подчеркивается увлеченность и самоотдача знаменитого музыканта. И дальше мы обращаем внимание на многие так называемые «музыкальные» композиции, где привлекает ритмика, гармония и пластика линий и цвета. Глядя на эти работы, мы как бы слышим звуки музыки, исполняемые в минуты высокого вдохновения. Такая же увлеченность персонажа-скрипача подчеркнута в картине «Вдохновение». Поражает передача глубокой сосредоточенности персонажа, его взгляда как бы в себя, в свою душу, изящество позы, застывших движений его рук, напомнивших строку Окуджавы о том, «как умеют эти руки эти звуки извлекать…». Интересно и общее цветовое настроение в этой композиции: музыка словно бы зовет из тьмы (черный фон) к радости, к свету (светло-розовые тона). Те же звуковые ассоциации возникают, когда смотришь на картину «Виолончелист», где угадывается открытость души персонажа на фоне необычного пейзажа и цветовой контрастности. Интересные цветовые переходы, неожиданная контрастность красного и черного – в полной тонкого лиризма картине «Дуэт», где изображены женские персонажи. Ансамблевая слаженность музыкантов – флейтиста и скрипача – подчеркнута в картине «Серенада»; и здесь мы, всмотревшись в композицию, снова слышим волшебные звуки. Немного другой колорит в картине «Гитарист», где заметен поиск более мягких и лиричных цветовых сочетаний, наверно, соответствующих той музыке, которая исполняется. А полотно «Адажио» – своеобразный гимн увлеченности музыкой, когда исполнитель забывает все вокруг и уходит только в себя. Это подчеркнуто всей композицией, где музыкант отрешен от всего, он – в замкнутом пространстве, где главное – его лицо, его рука, держащая смычок, и его скрипка.
Многие картины Василия Мязина, написанные на самые разные темы, привлекают прежде всего своей яркой декоративностью. Тем более что творческие поиски художника определяют скорее не темы, а различные эмоциональные мотивы и посылы, ассоциации и размышления. Своеобразная декоративность его многих работ не просто условно-формальная, а прежде всего содержательная, экспрессивная. Это читается, например, в композиции «Треугольник», где главное – не лица, а объятие влюбленных, ритмика движения рук, застывшая пластика угадываемых персонажей. Гармоничная пластика тел – основа композиции «Круг», построенной на интересной ритмике и контрастном колористическом приеме. Те же мотивы – в работах «Грация», «Композиция-1». Декоративность привлекает и в картине «Поцелуй», где завораживает и своеобразная перекличка синего, красного, зеленого, желтого цветов.
На выставке представлены также картины, созданные вроде бы по классическим принципам фигуративной живописи. Но и они обогащены, как представляется, и постмодернистской техникой, и творческим влиянием великих мастеров прошлого столетия – таких, например, как Шагал, Пикассо и других. Некоторые композиции Василия Мязина напоминают мозаику и призывают задуматься об истоках красоты, о том, что эстетическая сущность мира внутри нас и мира вне нас одна и та же. В таких картинах видится прежде всего стремление осмыслить гармонию человека и среды, их единство и неразрывность. А другие работы художника напоминают древние фрески, но они опять-таки предельно близки нам своим современным дыханием. Один из недавних его шедевров (не побоюсь этого слова) – удивительная картина «Еще идут песочные часы». Нас завораживает лицо персонажа, ее удивительно голубые глаза, глубина взгляда, такое узнаваемое ощущение грусти и ожидания чего-то важного, судьбоносного. И конечно же, не может не привлечь тончайшая гамма цветовых переходов в этой работе.
Фресковое начало угадывается в композиции «Сатир и Нимфа», но здесь уже читается обобщенная реальность, определенный эротизм, вызванный стремлением передать силу и глубину человеческого чувства. Особое значение в полотнах такого типа приобретает внутренний ритм: художник смело и осторожно вводит мозаичную структуру, совпадающую с графическими линиями красивых тел персонажей. Более сложная композиционная структура выделяет полотно «Ностальгия», где внутри одной картины соединяются различные образы и тематические ассоциации: корни всего живого символически обрастают листьями, плодами, яблоками… Но и в этой группе работ главное – авторское цветовое мастерство, цветовые переходы, графика линий, все та же условная мозаичность, придающая глубину и смысл всему изображаемому. Удивительно тонко, например, подобраны цвета в картине «Когда расцветает сирень», подчеркивающие гармонию и единство персонажей и обобщенной среды. А в полотне «Весеннее утро» царит возвышенное настроение, нескрываемое восхищение женской красотой, атмосфера свежести ранней весны, чистоты. Та же удивительная передача красоты, чистоты и свежести – в натюрмортах «Подсолнухи» и «Хризантемы». В последнем привлекает не только общая композиция, но и совершенно неожиданные многочисленные оттенки белого цвета.
Каждая новая картина Василия Мязина – своеобразное открытие, зачастую совсем неожиданное. Такой, например, стала работа на библейскую тему, где изображены два патриарха – Моисей и Аарон. Мы видим их у египетских пирамид, в самом начале пути в Синайскую пустыню. В их обобщенных лицах заметны поиски художником конкретного психологического, совсем земного начала, и это приближает эти персонажи к нам, к нашему времени.
На выставке представлены четыре работы, выполненные в совершенно новой для художника технике – это живопись плюс своеобразная резьба по карпету. Композиции «Всадник» и «Натюрморт» близки к обычной фресковой манере автора, две другие более условны и абстрактны. И когда мы встретились перед открытием экспозиции, я прежде всего спросил художника, почему он обратился к поискам именно в этой технике.
- Я очень давно чувствовал стремление работать в жанре, который условно назвал объемной графикой, – сказал Василий Мязин. – Работать не просто линией и штрихом, а чтобы в результате было ощущение фактуры. У меня дома лежал целый рулон карпета, и вот однажды я решил попробовать что-то сделать именно на этой поверхности. И оказалось, что карпет очень удобен для объемной графики, он поддается нагреванию, прессуется, на него хорошо ложится краска. Более того, существуют и продаются специальные краски для карпета. После работы выжиганием линий и нанесением краски на карпет его можно залить водой, помыть, он очень быстро высыхает, и цветовая тональность становится еще ярче. Карпет намного прочнее и долговечнее холста, и этим он интересен. Но привлекательность не только в этом. На этом материале можно достигать удивительных эффектов объемности, делать интересные рельефы, добиваться бархатистого и мягкого цвета. Конечно, эту привлекательную и заманчивую технику нужно еще осваивать и осваивать.
- А какие чисто творческие тематические возможности дает эта техника?
- Я сделал на карпете уже довольно много самых разных работ в своих привычных жанрах. Это пейзажи, архитектурные и простые, портреты, зачастую условные композиции, натюрморты... Линии и объемы на карпете всегда с чем-то ассоциируются и зачастую дают дополнительный толчок эмоциональному и пространственному воображению. Я, например, недавно был в Италии и сейчас работаю над итальянским пейзажем в этом материале. Думаю, что получится что-то интересное.
- Продолжаете ли вы писать в прежней технике – акриликом, маслом?
- Конечно, продолжаю. Но работа в новой технике как-то перекликается с тем, что делал раньше. И влияет на обычную живопись. Наверно, теперь у меня цветовая гамма стала скромнее, тональность становится более мягкой. Зато больше очерчивается общая графичность.
- Чем вы руководствовались в отборе работ непосредственно для этой выставки?
- Мне хотелось именно в этом Центре показать работы, где главное – красота человеческих отношений, согретых любовью, внутренней теплотой. Я очень рад, что меня и мои картины пригласили именно сюда. Здесь происходит так нужный многим в нашей общине процесс общения, контактов, встреч. Пожилые люди здесь становятся еще богаче духовно, и это самое главное. - Спасибо вам, Василий, за интереснейшую выставку! Поздравляем вас и желаем дальнейших творческих успехов!

Комментариев нет: