четверг, 5 августа 2010 г.

Вдохновение родины

На выставке «Беларусь в наших сердцах»

Любители живописи нашей общины уже привыкли к тому, что в Центре «Forever Young» регулярно проходят персональные выставки художников. На этот раз нас приглашают на выставку коллективную, где представлены работы чикагских мастеров, до эмиграции живших в Беларуси. И не случайно для этого был выбран месяц март: ведь 25 марта отмечается День Свободы – национальный праздник независимости этой страны и ее многострадального народа. Поэтому и названа эта выставка так: «Беларусь в наших сердцах». И не случайно своеобразным эпиграфом к ней взяты незабываемые строки выдающегося белорусского поэта Якуба Коласа: «Мой родны кут, як ты мне мілы, забыць цябе не маю сілы!..»
Разговор о работах, экспонируемых на этой выставке, хочется начать с представления картин замечательного белорусского живописца Хаима Лившица (1912 – 1994), который в последние годы своей жизни жил в Чикаго, продолжая писать великолепные полотна. Родился он там же, где и Марк Шагал, в знаменитом Витебске, в городе, с которым связаны имена многих выдающихся художников, названия многих стилей и направлений в искусстве ХХ века. Дом родителей Хаима Лившица стоял на знаменитой Малой Покровской улице, в пяти минутах ходьбы от того домика, где жил Марк Шагал. И первым наставником маленького Хаима по рисованию был тот же учитель, что и у Шагала, – Иегуда Пэн. Возможно поэтому в картине «Уголок старого Витебска» звучит, как представляется, некоторая символика возвращения к творческим истокам художника. Хаим Лившиц приглашает нас не просто взглянуть на архитектуру старых зданий: в самой стилистике композиции угадывается своеобразное напоминание о творческой манере витебской школы. В каждом пейзаже этого мастера заключена какая-то загадка, элемент притяжения. Картины «Ива», «Река Ислочь» отличаются оригинальным взглядом художника на натуру, многокрасочностью, живописной насыщенностью и взволнованностью каждого мазка. Добротная проработка многих деталей сочетается в этих пейзажах с определенными обобщениями, экспрессивными символами.
Нельзя не поблагодарить родных Хаима Моисеевича, которые предоставили возможность познакомиться с написанным им еще до эмиграции эскизом к потрясающей картине «Молитва в Минске». Завершал он работу над этим большим монументальным полотном здесь в Чикаго. Уже в эскизе ощущается глубина замысла, стремление привлечь внимание и философски осмыслить все страдания еврейского народа в годы Второй мировой войны. На полотне эпизод из жизни Минского гетто – мужчины, женщины, старики, дети... В руках у некоторых музыкальные инструменты. А в глазах и на лицах – боль, тревога, гнев и слезы, следы пережитых мучений. На переднем плане – неожиданный автопортрет – сам художник со свечкой в руках; он пристально смотрит на нас, зрителей... Картина выделяется не только своей композиционной оригинальностью, но и высочайшей живописной – открыто эмоциональной – техникой исполнения.
Своеобразное продолжение традиций Витебской художественной школы можно увидеть в работах замечательного художника Иосифа Пучинского, совсем недавно, к сожалению, ушедшего из жизни. Его творчество – это следование пытливо-реалистическим и открыто-импрессионистским поискам, углубленное постижение мира вместе со своим авторским отношением к нему. В его живописи привлекает сочность и концентрация красок, эмоций, раздумий. В экспонируемой на этой выставке картине Иосифа Пучинского «Вечер в Беларуси» мы обращаем внимание на лиризм изображенного уголка, на его особое пртияжение. Все это как бы подсвечено лучами заходящего солнца, что создает немного грустное настроение. Интересно и многообразие цветовых оттенков в этой работе, от которой веет добротой, теплотой, любовью. В картинах «У реки Неман» и «Лошади» также привлекает фактура мазка художника, колорит работ, не броский, но полный лиризма, настроенного на раздумье, размышления. Чувствуется не просто любование тем, что художник изображает, а осмысление этого. Невольно вспоминаются строки замечательного белорусского поэта Рыгора Бородулина из стихотворения, непосредственно посвященного Иосифу Пучинскому:
Художник, эта красота
Тебе доверилась открыться,
Чтоб так прекрасно повториться
В волшебной мудрости холста.
В творческом активе хорошо известного у нас в Чикаго художника Израиля Радунского очень много произведений, на которых изображены самые разнообразные виды Беларуси и уголки родного Минска. Его эмоциональные пейзажи всегда преисполнены тонким чувством ностальгии и эмоциональным отношением художника к изображаемому. Это читается и в представленных на этой выставке его работах «Наш двор» (акварель) и «Сквер имени Янки Купалы» (гуашь). В примечательный уголок Минска художник как бы приглашает прийти, побыть там, задуматься... А «Наш двор» – показ красоты в обычном, обыденном; цветовая гармония вызывает чувство радости. Для художника главное – не подробности пейзажа, а его настроение, его смысловой подтекст. В его колористической гамме всегда ощущается особая теплота и искренность. И, как бы вспоминая о прошлом, Израиль Радунский предложил зрителю познакомиться с его давними работами в жанре плаката, выполненными технически интерено и на высоком композиционном и художественном уровне: «Беларусь – край родной, партизанский» и «Беларусь – мирным стройкам».
Широко известный сегодня в Беларуси и за ее пределами замечательный художник Май Данциг живет в Минске, он – профессор и заведующий кафедрой живописи Белорусской Академии искусств. Но в Чикаго живут его близкие родственники, и он часто приезжает в наш город, активно здесь работает, создавая полотна в своем привычном стиле – ярком, динамичном, взволнованном. Для этой выставки были предложены хранящиеся здесь картины-воспоминания Мая Данцига «Гроза прошла», «Осень на Минском море», «Лодочка». В этих пейзажах ярко проявляется колористическое мастерство художника, свежий оригинальный композиционный взгляд, сочная эмоциональная насыщенность, владение мазком, умение передать совершенно неожиданные оттенки цвета.
В Чикаго хранится творческое наследие талантливого художника Даниила Цырлина, жившего и работавшего в Беларуси, трагически погибшего вот уже почти тридцать лет назад. Он тоже был воспитанником знаменитой Витебской школы живописи. На этой выставке представлено несколько работ, в которых проявляются отличительные черты творчества Даниила Цырлина – его открыто эмоциональный и полемический живописный поиск, во многом протестующий против эстетических и прочих регламентаций того советского времени, в котором он жил. Для его работ «Зеленые просторы» (масло) и «Пейзаж» (пастель) характерна оригинальная цветовая гамма, дающая возможность полнее и взволнованнее выразить свои чувства, свое видение и понимание натуры. Природа у художника одновременно и близкая, реальная, и подчеркнуто декоративная. Оригинален написанный пастелью «Старый самовар»; сам Даниил Цырлин, как вспоминает его жена Светлана, считал эту свою работу одной из самых лучших с точки зрения техники исполнения.
Художник и скульптор Михаил Лившиц выставляется очень редко. Поэтому так интересно увидеть его живописные пейзажи, написанные еще в Беларуси и объединенные стремлением передать оригинальную красоту и неповторимость родного края. «Жнивень» – этим белорусским словом (означающим «август») назвал художник картину, где изображена многоплановая перспектива холмистой сельской местности именно в эту пору. Колористически интересен передний план с камнями и кустарником, поле, перелески и холмы вдали, кучевые облака, предвещающие, наверно, непогоду... Полна лиризмом, каким-то особым чувством картина «Вечер. Раков», где на переднем плане – женщина с ведром у колодца, а над ними как символ вечности – дерево с листвой, передающей все цветовые оттенки ранней осени. Пейзаж «Заросшее озеро. Раков» призывает пристально всмотреться, задуматься, полюбоваться всеми красками такой богатой природы. А в оригинальной по композиции картине «Дорога» нас привлекает своеобразное авторское максимальное приближение к натуре, изображенная художником живописная сочность крупных планов – и самой дороги, и листвы деревьев вдоль нее. В полотнах Михаила заметна творческая манера, как бы унаследованная от отца Хаима Лившица: добротная живопись, тщательная колористическая проработка, стремление соединить содержательный и эмоциональный мотивы.
В различных экспозициях своих работ в последнее время художник Леонид Осенний подчеркивает многообразие собственных творческих интересов. Его увлекают живопись и графика, архитектура и дизайн, история и поэзия... Стилистическое разнообразие его поисков заметно и в представленных работах на выставке «Беларусь в наших сердцах». В картинах из серии «Памятники архитектуры Минска» – «Минск, улица Торговая» и «Минск, река Свислочь» – чувствуется не только особая влюбленность художника в изображаемую натуру, но и подчеркнутое стремление достоверно показать то, что сохранилось из прошлого, попытаться всмотреться и вспомнить ушедшее время. Привлекает серо-серебристый мягкий колорит этих работ, особая лирическая, вдумчивая авторская манера письма. Радостное настроение читается в натюрморте Леонида Осеннего «Черемуха», написанном (зафиксировано на полотне) в День Победы 9 мая 1977 года. В работе очень убедительно ощущается присущая этому автору ритмика броских мазков, цветовая яркость, контрастность, эмоциональность. Своеобразная дань импрессионистским увлечениям – работа «Беларусь. Осень», где нас привлекает этот спонтанный цвето-мозаичный калейдоскоп, радостный по своей сути. А картина «Беларусь моих дедов» в горизонтально-овальной рамке с таким милым, привлекательным пейзажем воспринимается как своеобразная дань художника своим классическим увлечениям.
Для многих любителей живописи будет интересно увидеть и отличные работы Софии Осенней, дочери художника Хаима Лившица. Ее пейзаж «Летний день» написан маслом, вся композиция – классическая, но в картине очень хорошо чувствуется свое, личное, эмоциональное отношение к изображаемому. Мы невольно любуемся этим красивым сельским домом за высокими деревьями и такими колоритными облаками над ним, обращаем внимание на подчеркнутое цветовое разнообразие натуры, тонкую фактуру мазка, на всю яркую живописную манеру художницы. Многокрасочная композиция «Цветы в мастерской» убедительно демонстрирует высокий авторский профессиональный уровень в передаче многочисленных колористических оттенков. Интересна в этой работе и передача самой атмосферы художественной мастерской. А два замечательных полотна – «Натюрморт с керамикой» и «Натюрморт с яблоками» – показывают умение художницы интересно работать и в этом жанре. В первой работе нас привлекает фактура сочно и тщательно нарисованных яблок, чайника, кувшина, самого стола со скатертью, интересного фона изображаемого. И во втором натюрморте как бы ощущается наше присутствие там, в том пространстве, у того немного загадочного стола...
Родившийся и выросший в Беларуси художник Виктор Колас живет с семьей в Чикаго сравнительно недавно – с 2004 года. Пейзажи родной земли – основная тема его творчества. Многие его картины очаровывают нас воссозданной натурой, они наполнены лирикой, задумчивостью, иногда радостью, иногда – грустью. Вот и в этой экспозиции красотой пейзажа отличается работа «Полдень», законченная автором совсем недавно: домик, расположенный возле речушки, заборчик на переднем плане, камень возле него. А рядом – такая красивая березка... Две лошадки пасутся ближе к речке на лугу. А возле них стоит аист – бусел (так и хочется назвать его по-белорусски). На берегу за речкой – очертания деревни, там и гнездо аиста... Композицию объединяет богатство зелени полей и пригорков, высокое синее небо, светлые облака... В этой работе подчеркнуто присущее Виктору Коласу в его сюжетах удачное соединение натуры и воображения. Это читается и в лирической картине «Река Березина», и в довольно сложной пейзажной композиции «Тетеревиный ток». Токующие тетерева здесь изображены так, что хочется потрогать их рукой. Вместе с художником мы переносимся туда, в то весеннее утро, где летят в небе гуси, где такие изящные и светлые березки, где на одной из веток даже сидит сорока... Для всех работ художника характерно их колористическое богатство, подчеркивающее нескрываемую влюбленность автора в свой родной край.
Во всех работах художника Дмитрия Башко читается необычная живописная индивидуальность автора. В каждой его картине угадывается тематическая, композиционная, даже технически-колористическая загадка. В основе композиции картины «Купальская ночь» – женский портрет, красивое задумчивое лицо с немного тревожным выражением глаз. Работа эта написана акриликом, нас привлекает богатый живописный антураж, линии и пятна фона, игра света и теней. Интересна и светло-желтая подсветка, будто от какого-то источника огня. Совсем необычно решена композиция в картине «Спрятанное время» (масло). Изображена рыба в каком-то подводном царстве, но, оказывается, самое главное здесь не она. Всмотритесь внимательно, и вы увидите в этой водной стихии силуэты и очертания самых разнообразных древних архитектурных ансамблей. И здесь интересно общее живописное решение и тонкие колористические переходы. Сильное впечатление оставляет картина Дмитрия Башко «Слуцкие врата» – одна из серии его работ, где присутствуют символика и образность, навеянные историей его родной земли – Беларуси. В центре композиции изображена птица, вылетевшая из хорошо известного памятника архитектуры. А на фоне и за облаками угадываются очертания и силуэты небоскребов и исторических памятников Чикаго. Автор словно подчеркивает, что эта птица прилетела, как и он, из Беларуси сюда в Америку... А соединяет все это кровавая белорусская земля, выписанная в этой картине (акрилик) красными красками очень сочно и эмоционально.
Анатолий Упарт приехал в Америку совсем молодым, еще школьником, здесь продолжал учиться и состоялся как оригинальный художник. На этой выставке мы видим одну из его самых последних работ – большую по размерам, написанную совсем недавно маслом картину, на которой изображена одинокая ветка клена с засохшими листьями. «Найденное в Кентукки» – так названа эта картина. В ней автор, как и во многих предыдущих своих работах, старается обратить внимание на то, что напоминает о прошлом, что было лично с ним, что пережито. «Я часто езжу в Кентукки, и многое там напоминает мне Беларусь, – признался Анатолий Упарт в нашей беседе. – Поля, холмы, люди открытые, непосредственные...». Картина привлекает тонкими цветовыми оттенками, своей эмоциональностью, какой-то скрытой задумчивостью. В последнее время объектом живописи художника часто становятся природные естественные формы, увядшие, засохшие цветы, растения, сохранившие свою красоту. Анатолий Упарт словно бы обращается к темам прошлого и связывает их с тем, что он переживает и о чем думает сегодня. Вот и в данном случае эта ветка клена напомнила ему по колориту и настроению природу родной Беларуси.
Такая вот на этот раз получилась необычная выставка в Центре «Forever Young». Мы увидели работы нескольких художников, разных по судьбам, по возрасту, по творческой манере. Но объединяет эти произведения живописи вдохновение родины их авторов, общий эмоциональный и нравственный подтекст, выраженный в названии экспозиции: «Беларусь в наших сердцах». Будем надеяться, что дыхание этого подтекста останется и в сердцах у тех, кто придет посмотреть эти яркие и волнующие работы.

Комментариев нет: