четверг, 5 августа 2010 г.

Живопись оригинального мастера

На выставке Рафаила Казачека (1924 – 2002)

Многие из вас, уважаемые читатели, наверное, помнят красочное закрытие Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Над стадионом тогда поднялся огромный Мишка – символ той Олимпиады, и под трогательную и грустную мелодию композитора А.Пахмутовой улетел в небо. Многие тогда плакали вместе с ним... Но совсем немногие знают, что создал образ этого Мишки и расписал его Рафаил Казачек, интереснейший художник, живший последние десять лет своей активной творческой жизни у нас в Чикаго. Все годы жизни в эмиграции он активно работал как живописец, оставил довольно богатое наследие, которое хранится у его родных. Выставлялся Рафаил Казачек, к сожалению, сравнительно мало. Думается, что открывшаяся только что в Центре для пожилых «Forever Young» выставка его избранных работ вызовет огромный интерес у всех любителей изобразительного искусства.
Писал художник в основном маслом и акриликом, иногда акварелью. Творческое своеобразие его живописи прежде всего видится в том, что во всех работах он стремится сохранить свое видение, оставаться самим собой, писать в разных жанрах так, как ему хочется, не следуя строгим требованиям каких-то уже установившихся стилей и направлений. Поэтому зачастую мы видим в его картинах, написанных в основном в традициях реалистической живописи, активные интонации, навеянные импрессионизмом, модернистскими и авангардными течениями ХХ столетия. И все это объединено активным стремлением показать красоту натуры, красоту повседневного мира, всего того, что окружало художника в то счастливое время, когда он создавал свои произведения.
Во многих картинах Рафаила Казачека, написанных в жанре натюрморта и пейзажа, заметно также и желание автора сохранить увиденную декоративность или очень тонко придать такую декоративность увиденной натуре. Это хорошо ощущается, например, в большом полотне «Натюрморт с яблоками», где в простой композиции привлекает эмоциональная тональность и настроение, созданные богатейшими тонкими оттенками белого цвета. Яркое колористическое решение лежит в основе натюрмортов художника «Ромашки», «Сорняки в саду», «Белый букет» и других. Иногда в такого типа натюрмортах добавлен интересный фон, например, в «Мамином букете», где цветы хорошо смотрятся на фоне контрастной стены и интерьера дома. Лирическое начало заявлено художником в картине «Камыши», где живопись соединена со своеобразной техникой графики. Поражает совершенно блестящая по композиции картина «У окна» – это фактически и натюрморт, и пейзаж вместе. Стоящие у окна в доме красивые цветы словно бы стремятся туда, на простор под свет солнца. А за окном висит белье, которое изображено в таком же тяготении туда, ввысь. Все это объединено контрастной и цельной колористической гаммой, своеобразным сочетанием быта и поэзии. А натюрморт «Красные цветы» создан в открыто импрессионистской манере, здесь главное – не столько сама натура, сколько буйство цвета, его эмоциональная стихия.
В своих пейзажных работах Рафаил Казачек зачастую как бы приглашает постоять рядом с ним, автором, взглянуть вместе на изображаемое, задуматься. В картине «Закат» мы видим необычное состояние природы, цветовую контрастность в изображении морской глади, горизонта, куда только что спряталось яркое солнце, любуемся такой же контрастностью неба над горизонтом. В красивом полотне «Море» мы обращаем внимание на поразительное колористическое единство простора воды и неба над ним, органичность и естественность такого единства. Изящно выписаны в этой работе парусные кораблики в морской дали. В картине «Морской берег. Закат» тоже изображено предзакатное состояние природы. Но здесь основа композиции – уходящие от берега в сине-голубую даль темные линии лодочных причалов, привносящих в живописную работу интересную графическую основу. Есть у художника морские пейзажи, где появляются на берегу персонажи, выписанные так же изящно и декоративно («Берег зовет»). А «Зимний пейзаж» очаровывает удивительной композиционной гармонией разных планов, тонкими переходами белого и светло-зеленого цвета, особым лирическим настроением, будто попадаешь в атмосферу настоящей зимней сказки.
Многие пейзажи имеют более конкретную географическую привязку. Мы любуемся передачей своеобразия архитектурных памятников в таких работах как «Уголок Москвы», «Ростов Великий», «Венеция». Узнаем приметы и очертания новых, но уже ставших для нас близкими уголков Чикаго: одна из работ написана прямо на берегу озера Мичиган в Вилмете. В картине «Под старину», где на фоне угадываются линии очертаний чикагских небоскребов, привлекает красочное многоцветье, общее живописное и графическое изящество.
Ряд работ Рафаила Казачека близки к жанрам фигуративной живописи. В картине «Еврейский мотив» изображена группа скрипачей, играющих прямо на природе, увлеченных, всецело отданных творческому процессу. Интересна сама композиция этой работы. Скрипачи играют под цветущим деревом, причем сами цветы – у них над головами. А рядом мы видим корни дерева, вовсе не спрятанные в земле, символизирующие единые истоки всего живого и творческого начала в этом мире. Глядя на картину «Русские певицы» мы словно бы слышим звуки привлекательного хорового пения. Каждый персонаж выписан с огромной любовью и тщательностью, со своим неповторимым вдохновенным выражением лица. Привлекает богатство красок в ярком изображении всех костюмов певиц. И снова – живые цветы в композиции как символ утверждаемого художником творческого начала, идущего от земли и солнца. В его портретных работах, таких как «Соседка» и других, также заметно стремление уйти от строго реалистической традиции, передать свое, образное восприятие персонажа и в композиции, и в колористическом решении.
Сочетание реальности и декоративности читается в любопытной работе «Клоун», где привлекает и взгляд персонажа, и цветной калейдоскоп линий, треугольников, квадратов вокруг него. Цирковой мотив задора, веселья и радости определяет эмоции и настроение в картине с символическим названием «Окей!», где внимание художника сосредоточено отдельно на фигурах артистов, на их лицах, движениях рук и многих предметах клоунской атрибутики.
Тематически близкими к этим произведениям мне видятся те картины Рафаила Казачека, где художник активно отходит от реалистических композиционных основ, где заметно прежде всего формальное начало, близкое, скажем, к стилистике Малевича, Кандинского и других модернистов. Многие такие картины названы условно. Но в них мы обращаем внимание на стихию линий и красок, на сочетание реальных и условных элементов, на особую экспрессивную динамику движения кисти, выбора цветовых сочетаний. Все эти работы прекрасно смотрятся, сочетая в себе что-то экспрессивно-личное, идущее от самого художника, и декоративность, так необходимую для любого интерьера.
Детские и юношеские годы Рафаила Казачека прошли в Москве, в Сокольниках. В детстве начал активно рисовать. Потом была Великая Отечественная война, которую он прошел от начала до конца. Воевал в танковых войсках, был старшиной, радистом. За отвагу и мужество был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны и многими медалями. Вернулся домой после войны с тяжелым ранением...
Нелегко складывались послевоенные годы, хотелось заниматься только живописью, но заработок давала различная оформительская работа. Постепенно в этом деле он нашел свое призвание. Его стиль, вкусы и манеру работы заметили и стали часто приглашать как художника-оформителя и художника-декоратора. Рафаил Казачек работал художником в Театре Моссовета, оформлял спектакли в Большом, во МХАТе и других театрах. С большим успехом он придумывал сценическое решение и оформлял сцены и залы для концертов и представлений целого ряда эстрадных звезд, таких как Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару, Лев Лещенко, Мирей Матье, Юрий Никулин, Иосиф Кобзон и многих других. Рафаил Казачек создавал оформление для выступлений «Песняров» и «Ласкового мая», для конкурсов «Песня года», для представлений труппы «Балет на льду», для новогодних праздников во Дворце съездов, а Колонном зале Дома союзов и в Лужниках, для различных эстрадных массовых представлений в залах «Россия», «Олимпийский» и многих других. Со временем у театральной общественности Москвы сложилось твердое мнение: там, где оформляет художник Рафаил Казачек, всегда будет оригинальное, незабываемое, красочное зрелище, праздник для всех. Как рассказывает его дочь Елена, отец был человеком веселым, общительным, никогда ни на что не жаловался, их дом всегда был полон друзей – художников, артистов. Театральная общественность Москвы очень уважала Рафаила Леонтьевича; когда он заходил в Дом актера, многие вставали.
Вершиной успеха художника было, конечно же, оформление Московской Олимпиады-1980. Кроме улетающего Мишки Рафаил Казачек придумал и идею «живой» дорожки, по которой бежал спортсмен-факелоносец к чаше Олимпийского огня. Стадион тогда замер и взорвался от восторга и аплодисментов... Но уже тогда его имя официальные власти стали замалчивать. Его фамилию как главного художника Олимпийских игр в Москве в 1980 году даже не упомянули в специальной брошюре, посвященной этому знаменательному событию. Всех поздравляли, а его даже не упомянули. Замалчивали его имя в Москве потом часто и в других случаях. Он очень переживал, вскоре после Олимпийских игр перенес инфаркт...
Рафаил Казачек эмигрировал в Америку из Москвы в 1991 году. Ничего из написанных до этого времени картин вывезти ему с собой не разрешили. Все осталось дома у сына. И когда он приехал сюда, решил: «Буду писать все сначала». Здесь в Чикаго его домашние помогли ему соорудить пристройку к дому, где он мог заниматься живописью, своим любимым делом. Работал он активно, усердно, без остановки, как вспоминает его дочь Елена. Ведь там, в бывшем Союзе, приходилось в основном работать по заказам, выполнять декорационно-оформительские работы. И только здесь Рафаил Казачек во всю силу почувствовал, что такое настоящая свобода творчества.За эти годы ему удалось создать большое количество живописных работ в самых разных жанрах. Его картины выставлялись в одной из американских галерей в Вилмете – филиале крупной галереи из Калифорнии, а также на различных коллективных выставках и фестивалях в нашей общине.

Комментариев нет: