четверг, 5 августа 2010 г.

«Теперь туда, в края надзвездные…»

О витражах Марка Шагала в соборе в Цюрихе

Наверное, не надо повторять, что Марк Шагал является величайшим художником недавно ушедшего ХХ столетия, который оставивил нам несравненные образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и монументального искусства. Его творческое наследие настолько богато и разнообразно, что многие шедевры, как представляется, с каждым годом требуют все более глубокого осмысления. Особенно те, которые уникальны, неповторимы и по изобразительному решению, и по технике их создания. Назову, например, расписанные Марком Шагалом плафоны Оперы в Париже, его мозаику «Времена года», витражи «Окна Америки» и гобелен «Иов» у нас в Чикаго и многие другие работы. Ярким шедевром мирового искусства можно назвать и выполненные Мастером витражи «Библейские мотивы» в соборе Фраумюнстер в швейцарском городе Цюрихе, о которых пока еще сравнительно мало пишут и говорят. Недавно мне по счастливой случайности (задержка летящего в Израиль самолета) довелось там побывать. А после того, как я воочию увидел великолепную работу любимого художника, захотелось поделиться с читателями своими впечатлениями.
Современный Цюрих – один из крупнейших городов Швейцарии. Он впечатляет прежде всего какой-то старинной живописностью, уникальным сочетанием природного ландшафта и городской архитектуры. Город амфитеатром поднимается по склонам холмов, разделенных рекой Лиммат, многие улицы спускаются к берегам красивого Цюрихского озера. За озером над горизонтом в хорошую погоду открывается величественная панорама Альпийских гор.
Одной из самых ярких достопримечательностей этого города является расположенный в самом центре древний собор Фраумюнстер, готические окна которого сегодня украшают созданные по библейским мотивам витражи Марка Шагала. Собор этот в древности был частью женского монастыря, основанного еще в IX веке германским королем Людвигом для двух его дочерей. За многие годы и столетия комплекс несколько раз перестраивался и реконструировался.
В шестидесятые годы прошлого столетия у попечителей собора возникло желание декорировать восстановленные и вновь реконструированные объемы солидной работой современного художника. Пять высоких продолговатых окон разрезали высокую полукруглую стену собора со стороны, противоположной основной, алтарной. Они так и требовали цветного мозаичного решения, тем более, что пространственный объем за ними предназначался скорее для хора. Проводились даже два конкурса среди швейцарских художников на лучшее изобразительное решение именно этих окон. Но жюри оба раза не могло ничего выбрать. Руководство конгрегации Фраумюнстера решило не спешить с окончательным решением проблемы и учредило специальный благотворительный Фонд для поощрения будущего автора художественного проекта.
В 1967 году в Цюрихском музее проходила большая выставка произведений Марка Шагала. Внимание посетителей привлекли его работы из цикла «Библейские послания» и репродукции его витражных окон «12 колен Израилевых», установленных в Иерусалиме. Поначалу никто и не предполагал, что уже восьмидесятилетний всемирно известный мастер согласится что-то сделать для этого евангелического собора. Но когда Марк Шагал приехал в Цюрих и пришел в Фраумюнстер, он, как потом признался, полюбил это место с первого взгляда. Он давно искал именно такие необычные пространственные объемы, где бы можно было в монументальной форме выразить свое видение многих библейских сюжетов и персонажей. Ему понравилось сочетание простоты и достоинства, святости и торжественности этой необычной полукруглой, почти башенной стены с пятью продолговатыми окнами.
Во второй половине 1968 года у себя дома в Сен-Поль-де-Вансе Марк Шагал сделал наброски своего решения этих пяти окон. Вскоре все эскизы и наброски были одобрены советом попечителей собора. А все расходы по осуществлению этого необычного замысла взяла на себя живущая в Цюрихе богатая супружеская пара, которая пожелала остаться анонимной.
Больше года занял процесс изготовления и установки витражей. Вся техническая работа проводилась в Реймсе в студии-мастерской Жака Симона под руководством Шарля Марка, блестящего мастера по цветному стеклу, давнего друга Марка Шагала, в сотрудничестве с которым были подготовлены витражи «12 колен Израилевых» в Иерусалиме, витражные окна в Меце, Нью-Йорке и в других местах. Шарль Марк обладал умением изготавливать стекло, удивительно точно перенося все многочисленные оттенки основного цвета с оригиналов художника, выполненных, как правило, цветной гуашью. В этой стеклодувной мастерской использовались старинные приемы выплавки стекла, а также его шлифовка, обработка, тонирование. Во время работы в Реймс часто приезжал Марк Шагал и сам переносил на стекло свои фигурные рисунки, следя и за оттенками цветовых переходов. Только потом сырая заготовка шла в печь для обжига. Так создавались эти более чем 50 квадратных метров разноцветного стекла для витражей в окнах Фраумюнстера. Принимал Марк Шагал непосредственное участие и в самой установке уже изготовленных пластин в окнах собора.
Торжественное открытие витражей состоялось в сентябре 1970 года, когда художнику уже перевалило за 83 года. Всех поражало художественное совершенство этой уникальной, единственной в своем роде работы. Марк Шагал неожиданно смело и очень органично сопоставил в этих витражах персонажи и образность Старого и Нового заветов Библии, вложил в понимание священных книг огромный гуманистический смысл, как бы нарочито приблизив их к современности. Безусловно, в решении художника читается прежде всего утверждение иудаизма как древнейшей религии, из которой, по сути, вышли потом и все остальные. И одновременно в подтексте всей композиционной и образной структуры витражных окон звучит авторская экуминистическая идея, идея равенства всех религий и всех народов на земле – идея, выстраданная самим художником, до конца своих дней гордившимся, что он еврей, несмотря на все, что довелось пережить из-за этого. Вот лаконичное свидетельство самого Марка Шагала: «Из-за того, что я много страдал и многое пережил, я беру Библию и на ее основе хочу показать людям, что не надо причинять зло друг другу».
Необычны уже размеры этих окон. Четыре из них – красное, желтое и два синих по основной тональности – вытянуты в высоту примерно на 10 метров каждое, ширина их – 1 метр. Центральное зеленое окно, посвященное темам Нового завета, чуть больше по высоте – 11,22 метра и по ширине – 1,3 метра. Все четыре цвета присутствуют в каждой панели, в фигурных тематических сюжетах, органически переплетенных между собой, поднимающихся снизу вверх, как будто мы читаем страницы Книги.
Красное окно слева посвящено пророкам. В нижней части композиции изображен старейший пророк – Илья, покровитель вступающих в брак и посредник в спорах между родителями и детьми. Он взлетает ввысь на огненной колеснице, запряженной стремительными и мощными конями. А в самом низу один из его учеников и последователей напоминает, чтобы он был осторожен и не забывал, что взлетел с Земли обетованной. Над пророком, как путеводная звезда, – Ангел с колесом правосудия, символизирующим мечту о воссоединении разделенного Израиля. Еще выше, на краю кроваво-красной зоны страдания, мы видим в синем одеянии пророка Иеремию, сидящего в глубокой задумчивости, опечаленного тем, что иудеи не верят его пророчествам. (Заметим, что Шагал будет продолжать обращаться к этому образу: через три года он создаст потрясающий гобелен «Пророк Иеремия», находящийся сейчас в здании Еврейской федерации в Милуоках.) Венчает эту сложную композицию изображение Всевышнего – создателя, благословляющего прикосновением своих рук все живое на земле.
Следующее окно решено в синей, любимой художником тональности и посвящено праотцу Иакову. Четыре жены родили ему 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых. Именно праотцам Всемогущий открыл, что их потомство будет избранным народом, который испытает и наказание, и прощение, и благословение. Внизу композиции – сам Иаков, он в глубоком раздумье, в ожидании, что же будет впереди. Мечтающий праотец как бы плывет на спине в синеве огромного моря, сложив руки на коленях. Затем художник изображает сцену, где Иаков обнимает Ангела. Возможно, он принял его за Б-га и просит у него прощения. А дальше его ждет узкая лестница, уходящая высоко в небо, и там – новые встречи с ожидающими ангелами. Графическое и интонационное решение Марком Шагалом этого витража напомнило строки из его стихотворения, которое так и называется: «Лестница Иакова»:
…Жду, что обнимет меня нездешнее чудо,
сердце согреет мое и прогонит страх.
Ты появись, я жду тебя – отовсюду.
И об руку, ах,
мы с тобой полетим,
поднимаясь по лестнице Иакова.
(Перевод Льва Беринского).
Художник поразительно передает в этой технике состояние блаженства на лице персонажа. Ангелы, цепляющиеся за уходящую ввысь лестницу, словно олицетворяют возможность реального воплощения желаний и заветных мечтаний Иакова. Поражает и цветовое решение этого окна, особенно ощущение льющегося сверху света на всевозможные оттенки шагаловского синего.
Рисунки центрального окна навеяны сюжетами Нового завета и сценами из истории Иисуса Христа. Этот витраж уже издали привлекает не только своим манящим зеленым цветом, но и огромной фигурой распятого и воскресшего Христа, изображенной в верхней части. В самом низу окна мы видим Иосифа, воспитателя Иисуса, чуть повыше – дева Мария с ребенком на руках, вокруг них – ягнята… Рядом с Марией, как символ всех женщин на земле, – ее кузина Елизавета, благословляющая матерь Божью. Все это связано неуловимыми графическими штрихами, похожими на кружевную вязь. Графические линии создают иллюзию дерева рая, древа жизни и познания. Мария смотрит прямо в глаза нам, зрителям. У ее ног – ягненок; все изображенные художником ягнята как бы несут на себе все грехи мира. Пространство между Марией и распятым Иисусом заполнено символами жизни и проповедей Христа, здесь зеленый цвет смешан с синим, красным, голубым. У ног Христа – люди, вдохновленные его учением, готовые последовать за ним. А на самом верху летают птицы как символы сеятелей, символы плодородия.
Справа от центрального расположено окно, посвященное великому городу – Иерусалиму. На светло-желтом фоне Марк Шагал искусно передает удивительные очертания этого города – символа древности и вечности еврейского народа. Мы угадываем очертания его холмов, древних храмов, разнообразных строений и даже его зеленых массивов, ярко освещенных щедрым солнцем. На самом верху сияют солнце и звезды, Ангел трубит в шофар, возвещая святость и начало бессмертия Иерусалима. А в нижней части витража наш взгляд привлекает фигура царя Давида – он играет на арфе и поет свои знаменитые псалмы, призывающие народы жить в мире и дружбе. Его лицо излучает сияние и вдохновение. Образ Давида часто встречается в художественном и поэтическом творчестве Марка Шагала.
И вниз ко мне спускается с картин
Давид, мой песнопевец с арфой… Хочет
помочь заплакать мне,
два-три псалма натренькав…
(Перевод Льва Беринского).
Весь посвященный Иерусалиму витраж – это своеобразный гимн, воспевающий идею святой для всех евреев земли, их древнюю бессмертную веру.
И, наконец, последний, еще один синий витраж посвящен великому пророку Моисею, получившему от Б-га на горе Синай скрижали с 10 заповедями – основой иудаизма. Моисей изображен на самом верху окна, он сидит на троне, в руках у него светлые каменные скрижали. Художник специально подчеркивает, что Моисей выше всей мирской суеты и всех земных дел. Его лицо как бы излучает свет. Он явно огорчен непослушанием людей: на земле продолжаются войны, убийства, страдания, и все это, конечно же, идет от несоблюдения заповедей. Затем мы видим сцену, где всадник, несущий факел войны, преследует беглецов. Все они в смятении; несущий крест символизирует тяжесть страданий, выпавших на долю тех, кто постоянно спасается от войн. В следующей сцене пророк ведет борьбу со всеми злыми силами, которые пытаются помешать ему провозгласить послание, призывающее к миру и братству. Ниже – фигура Ангела, несущего весть о мире на земле и снова сам пророк, сидящий в глубокой задумчивости, как бы спрашивая: настанет ли, наконец, время, когда все данные Б-гом заповеди будут соблюдаться, станут повседневной нормой бытия?
…Хочется долго стоять здесь, в храме Фраумюнстер, и всматриваться в эти необычные витражные окна. Марк Шагал создал выдающееся произведение, основанное на синтезе всех сторон его уникального дарования: живописного, графического, житейско-философского. Поражают все образные ассоциации, возникшие у художника при прочтении книг Библии. Его талант поднялся на огромную высоту, чтобы принести образы и послания Библии каждому, безотносительно к возрасту, расовым и религиозным отличиям людей, и принести все это с таким художественным мастерством в ярком синтезе света и цвета. Восхищает здесь все: и авторская трактовка персонажей, и воссоздание в сложнейшей технике мизансцен, и чисто прикладное умение Марка Шагала связать воедино цветовые оттенки и тональности, графические линии, сюжетные и эмоциональные детали. И одновременно художник и в этой работе остался верен религии своих предков, верен своему народу, своим, восходящим к родному Витебску творческим принципам, стремлению оторваться от земли и взлететь к звездам.
Об этом думалось тогда, в том швейцарском городе, в соборе у этих незабываемых витражей. И опять вспомнились вдохновенные строки Марка Шагала, художника и поэта:
Я подарил творенья Дух
Вам,
Мои братья бессловесные.
Теперь – туда, в края надзвездные,
Где ночь светла, а не темна.
…И песни наши, вновь чудесные,
услышат земли поднебесные
и стран небесных племена.

Комментариев нет: