четверг, 5 августа 2010 г.

Мир образов Анатолия Снигирева

Судьбы художников, особенно в эмиграции, складываются по-разному. Кому-то удается несколько раз выставиться и стать известным. На кого-то обратила внимание какая-нибудь галерея, и даже удалось продать несколько картин. Но большинство из них, к сожалению, замкнуты в кругу своих близких и знакомых. До сих пор нет в нашей русской общине центра, где бы могли регулярно устраиваться выставки: нашим художникам есть что показать. Тем не менее они продолжают работать в своих домах и квартирах, стараясь оставаться верными своей творческой манере, своему найденному «Я» или продолжая интересные поиски своего стиля, своей художественной выразительности.
…В небольшой чикагской квартире художника Анатолия Снигирева все заставлено полотнами. Картины, написанные давно и совсем недавно, висят в несколько рядов на всех стенах, стоят друг за дружкой на диване и на стульях, на холодильнике и на шкафу, лежат, сложенные, на диване и просто на полу. А когда вы всматриваетесь в эти работы, вы попадаете в какой-то особый образный мир, где реальность переплетена с фантастикой, где волшебство и буйство масляных красок и сюжетно-реальное, и декоративное, где автор своим необычным и неожиданным образным мышлением старается спровоцировать, вызвать ответную реакцию вашего воображения. А иногда и просто пригласить задуматься, поразмышлять.
Вот на фоне городских зданий движется странная процессия. Впереди – какое-то создание, напоминающее черта, за ним – непонятная повозка, на которой похожее на рыбу животное и фигура человека («Русские в Америке» – условное название полотна, впрочем, как условны часто и другие подписи под картинами Анатолия Снигирева). А вот прямо по тучам ступает красный конь, на месте всадника – классический православный храм, сзади – чертенок, управляющий всем этим движением, над головой коня распятие в ореоле света, а вдали, в иной, зелено-синей гамме – облака, горы, силуэт Эйфелевой башни, какого-то города («Путь России»). Женщина с крыльями ангела и злое существо с рогами играют в шахматы на фоне бесконечных, уходящих вдаль завораживающих просторов («Высшая ставка»). Человек пытается вырваться из среды, к которой он в прямом и переносном смысле привязан, а среда эта – похожие на книги дома современной цивилизации. Влекомый полетом птицы, человек этот рвется в небо, выше гор и облаков («Освобождение»). Прекрасная девушка и какой-то черный дьявол парят под солнцем в вышине на фоне темного неба, но вдоль их движения – хоровод красивых деревьев («Прогулка в персиковом саду»).
Почти во всех картинах художника ощущается своеобразное стремление преодолеть земное притяжение, вырваться ввысь, в небо, в космическое пространство. На улетающем вдаль облаке играют на фортепиано музыканты, влекомые к солнцу манящим образом дерева жизни («Волшебный дуэт»). Море, горы вдали, облака, которые как бы рассекает летящий вниз персонаж («Прыжок в воду через Вселенную»). К самому солнцу отчаянно летит самолет («Безопасные крылья»). Высоко в облаках витает персонаж картины «Змея-женщина». Даже сказку, которую рассказывают рыбы, персонаж слушает высоко в небе на ковре-самолете, а в воображении – прекрасная женщина («Рыбья сказка»). Большой реальный глаз – глаз Земли изображен тоже где-то вверху, над горами и облаками, работа так и называется: «Глаз Земли»…
Живописные фантазии художника основаны как на знакомых фольклорных и литературных образах, так и на его собственном воображении. Композиции Анатолия Снигирева всегда драматичны, в них неизменно присутствует внутренний конфликт, сюжетное и эмоциональное напряжение. Когда мы смотрим на эти картины, активно включается наша зрительская фантазия, мы стараемся понять смысл ситуации, суть взаимоотношений персонажей, вытекающих из сочетаний реального и сказочного начала. Так написаны полотна «Ночная серенада», «Песня моря», «Рай», «Маленький вампир», «Наказание», «Искушение» и другие.
Даже в работах, где в центре композиции изображен только один персонаж, читается попытка разгадать загадку каждой судьбы, ее внутренний драматизм и неоднозначность. Среди городских зданий, давящих и сжимающих, сидит в задумчивости, низко опустив голову, человек («Одиночество»). А вот печальная женщина, сидящая опять-таки на облаке высоко над горными вершинами («Разбитое сердце»). Почти реальное сердце с таким выразительным взглядом глаза изображено на картине «Плачущее сердце». Трагизм существования Человека, находящегося в вечной борьбе с земными и неземными силами, подчеркнут в картине «Параллельные миры». Растерянное человеческое лицо среди собачьих морд тоже вызывает раздумья о смысле существования («Поиск характера»). А в картине «Пришелец» звучит извечный поиск ответа на вопрос: когда у человека реальное лицо, а когда – маска. В этой работе автор добавляет персонажу еще и возможность принять ослиный облик, наверное, для самовыражения.
Интересны и своеобразные серии картин художника, объединенных одним тематическим замыслом. Последняя, например, посвящена трагической судьбе английской принцессы Дианы. В картине «Роковой поворот» художник как бы передает стремительную скорость полета персонажа опять-таки где-то очень и очень высоко в космическом пространстве. На полотне «Объятия смерти» мы видим лирическое начало в соединении образа взрослой Дианы и такой, какой она была в раннем детстве. Образ Дианы в этих работах выписан с огромной любовью, со стремлением постичь загадку этой личности и этой судьбы.
Секрет притяжения картин Анатолия Снигирева видится не только в оригинальных тематических и композиционных поисках. Его живопись привлекает удивительно яркой колористической гаммой, какой-то особой свежестью цветов. Решение ряда полотен основано на тонких переходах близких цветовых оттенков, например, синих, зеленых или красных. А в других мы видим контрастно-вызывающее смешение очень многих красок, и это полностью оправдано логикой замысла. Красивая декоративность – только первый порог восприятия того, что рисует художник, стремящийся в каждое свое полотно вложить как можно больше смыслового подтекста.
И еще на одно качество этих картин хочется обратить внимание – их открытую театральность с внутренним мизансценированием, рассчитанным на восприятие именно зрелища, когда, по Шекспиру, весь мир – театр, а мы в нем лишь актеры. В такой интонации решены яркие автопортреты художника, где много и юмора, и самокритики. В картине «Перед зеркалом», например, передано и восхищение красотой женского тела, и ироническое отношение к самой сути мизансцены. Как зафиксированные сцены из какого-то фантасмагорического театрального спектакля, где действуют и реальные люди, и рожденные фантазией художника ангелы, черти, дивные животные, воспринимаются картины «Наказание», «Три искушения», «Мечта» и другие.
На мой вопрос о том, как рождаются тематические замыслы его работ, Анатолий Снигирев ответил просто: «Я никогда не придумываю картины». А потом рассказал, что многие тематические и образные решения приходят ему во сне, и когда он начинает работать над чистым полотном, он уже видит то, что должно получиться. Мой собеседник поделился и тем, что пишет не только картины, но и стихи и даже… киносценарии. С некоторыми стихотворениями Анатолия Снигирева удалось познакомиться: поразила их необычная образная метафорическая структура, стремление автора сказать что-то свое, выстраданное, ни на что не похожее, близкое к его живописной образности. «Я руки подставил под звездный огонь…» – пишет он в одном из своих стихотворений. Подумалось, что это – совсем не случайное признание.
Родился Анатолий Снигирев в Беларуси на Логойщине, жил и рос в Поволжье, в деревне Красный Кут возле Саратова. Закончил Авиационный институт имени академика Королева и художественное училище в Куйбышеве, работал на авиационных заводах, испытывал новые самолеты. Тогда и начал мечтать о дальних странах и звездных мирах, о полетах выше облаков и горных вершин… Каждый год во время отпусков садился на велосипед и отправлялся в далекие путешествия, и каждый раз почему-то в горные труднодоступные районы. В стремлении забраться все выше и выше Анатолий проехал свыше 30 тысяч миль по многим горным тропам Тянь-Шаня, Памира, Кавказа. В эмиграцию в Америку уезжал из Комсомольска-на-Амуре. В Чикаго живет с 1998 года.
О себе и своем творчестве в маленьком рекламном проспекте он пишет так: «Большинство моих картин – это фантазии, навеянные извечным стремлением человечества вырваться из тьмы к звездам. Небо – это моя жизнь. Я, наверное, никогда не жил на земле…» Характерно и следующее признание художника, опубликованное вместе с репродукциями его трех работ в последнем номере ежегодника New Art: «Я люблю яркие, чистые цвета. Конечно, все люди не похожи друг на друга, но тем не менее я все время удивляюсь, почему я родился таким чувствительным и уязвимым… Все несчастья людские проникают глубоко в сердце, и я вынужден искать какой-то выход. Чтобы снять эту тяжесть со своей души, я беру кисть и погружаюсь в параллельные миры и в бесконечность мироздания. Моя возможность мечтать в цвете дает счастливые минуты. Я, наверное, живу в трех мирах: в реальном существовании, в моих мечтах и во Вселенной, созданной моим воображением».
Сегодня Анатолий Снигирев – в постоянной работе, в активных творческих поисках. Пожелаем ему новых успехов. Уверен, что картины, согретые звездным огнем этого оригинального таланта, обязательно должны выставляться.

Комментариев нет: