четверг, 5 августа 2010 г.

Вдохновение и совершенство красоты

На выставке художника Михаила Каневского

«...Я в комнате один.
Передо мною холст пустой и белый
И россыпь красок перед ним.
Что мы сегодня затеваем,
Что за холстом моим стоит,
Что совершить нам предстоит?
Ни он, ни я еще не знаем...»

М.Каневский. «Вдохновение».

Мы уже привыкли к тому, что в Центре для пожилых «Forever Young» постоянно проходят выставки работ художников нашей общины. В конце июня открылось новое здание этого Центра, предназначенное для его посетителей из северных и северозападных пригородов нашего города (1159 Hintz Rd., Wheeling). И вот в эти дни «Forever Young» опять приглашает нас, но уже в свой новый красивый зал, где проходит большая экспозиция картин одного из известных у нас замечательных художников Михаила Каневского.
Основной жанр, в котором успешно и плодотворно он работает, – это пейзаж. К сожалению, написанных до эмиграции картин ему удалось привезти сюда совсем мало. Поэтому на выставке мы видим в основном работы, написанные здесь в последние годы. Сразу же привлекает активная живописная манера Михаила Каневского, приглашающего нас внимательно всмотреться в каждую композицию, перенестись туда, в прекрасные уголки лесов, парков, берегов рек и озер, сельских просторов; прочувствовать красоту знакомых и незнакомых очертаний архитектуры больших городов. Художник пишет в строгой реалистической манере, следуя классическим традициям. Но более внимательное, углубленное прочтение его работ дает возможность увидеть в них интересное, своеобразное индивидуальное авторское начало, где реализм сочетается с образным обобщением, с экспрессивно-энергетическим (назовем это так) богатством и разнообразием цветовой гаммы, с попыткой приоткрыть в каждом сельском и городском пейзаже какую-то свою особую неповторимую загадку, тайну.
Возможно, в какой-то степени узнаваема изображенная натура в картинах «Берег Мичигана», «Шторм на Мичигане», «Весна в городе», «Поселок в Висконсине», «Красный дом», «Озеро в Висконсине»... Но во многих пейзажах художника читается удивительное сочетание живописной конкретики и образного обобщения. Они передают не просто состояние природы, подчеркивая ее естественную красоту, но дают возможность ощутить ее атмосферу, ее неповторимость в то или иное время дня, в ту или иную пору года. Например, какая-то особая притягательная сила ощущается в работе «Зима в деревне», где такие удивительно тонкие переходы голубого и синего цветов, привлекательные домики с церквушкой, идущие по расчищенной дорожке люди. Причем характерно, что мы в остановленном мгновении ощущаем именно их движение. Сходное живописное настроение и в картине «В парке», в центре композиции которой – мостик через ручей, а на мостике в задумчивости стоит молодая девушка. Привлекают насыщенный зеленый цвет, тонкие переходы его всевозможных оттенков. Тщательно выписанное отражение натуры в воде подчеркивает эмоциональную гармонию всей работы. Обобщенный характер носит и картина «Осень», которая очаровывает и композиционной перспективой, и многокрасочностью цветовой передачи богатой натуры (близкий и противоположный берега реки, стремительное водное течение, ярко-голубое небо).
По настроению, по принципам колористического и композиционного решения близки к пейзажам Михаила Каневского и его натюрморты. Их выставлено немного, но все они предельно эмоциональны, с подчеркнутым своим авторским взглядом. Такое впечатление производит, например, написанная акриликом картина «Сирень». Думается, что надолго запомнится любителям живописи натюрморт «Гвоздики», где удивительно тонкие цветовые переходы сочетаются с какой-то особой свежестью, радостным эмоциональным подтекстом.
В некоторых полотнах, где основой является пейзажное начало, заметно своеобразное расширение этого жанра, приближение к тому, что мы называем тематической картиной. Например, работа «Утро» – это, конечно же, пейзаж, привлекающий цветущим лугом, темно-зеленым лесом на горизонте, светло-серым туманом над голубой гладью реки. Но особое восхищение вызывают такие реальные и сказочные лошади, изображенные в центре композиции. В картине «Пшеничное поле» красота желтого цвета растений, восприятие всего пейзажа как бы подчеркивается загадочным, немного обобщенным силуэтом архитектуры храма в коричневых тонах на заднем фоне. Потрясает своей многофигурностью полотно «Псовая охота». Основа – зеленое поле и здание в классическом стиле на фоне зеленой рощи вдали, но сколько движения и внутренней энергии заключено в изображенных бегущих охотничьих собаках, в сидящих на лошадях всадниках... А картина «Детство» привлекает необычным персонажем – маленьким мальчиком в центре композиции, смотрящим на нас такими пытливыми голубыми глазами. Этот маленький персонаж изображен на удивительно красочном и почти абстрактном фоне, в котором угадываются реалии – цветы, птицы, растения, плоды...
Михаил Каневский – архитектор по образованию и многолетнему опыту доэмиграционной работы. Поэтому неслучайно, что после заграничных поездок он пишет пейзажи, в которых прежде всего передано очарование архитектурного облика изображаемых мест. В работах «Улица в Севилье» и «Улица в Малаге» передана неповторимость этих испанских городков, обаяние их таких заманчивых уголков и улиц, ведущих к храму. Стремление художника соединить узнаваемое, характерное для того или иного места, и то неповторимое, на что обычные туристы зачастую внимания не обращают, характерно и для пейзажей, написанных в Италии. Мы ощущаем особую свежесть изображенного пространства в картинах «Венеция зимой», «Канал в Венеции». Художник приглашает нас полюбоваться именно своим видением этих архитектурных ансамблей, богатством их колористических оттенков.
Продолжение своеобразного архитектурного видения мира – в графических работах Михаила Каневского, которых, к сожалению, не так много на этой выставке. Особенно привлекают написанные художником виды даунтауна Чикаго (уголь), которые отличаются техническим совершенством и высоким жанровым мастерством. В этих работах передана вся объемность знакомого нам городского пейзажа, ощущается какая-то особая авторская теплота, зовущая туда, к этим небоскребам, поездам и машинам, памятникам, пешеходным переходам... В графической технике (тушь) выполнена очень интересная и необычная по композиции работа «Защитники Иерусалима», где скупо, но очень ярко выписана большая группа персонажей и эмоционально передан весь драматизм изображенной сцены.
Михаил Каневский – не только художник. Его новые современные увлечения – стихотворения, рассказы, статьи философского содержания. Он активно посещает Литературную студию, возглавляемую Ефимом Чеповецким; в последние годы вышли три книги его произведений – «Грани», «Белый город», «Гори моя звезда». Но и его литературные произведения, как показалось, тесно связаны с его художественным творчеством, со своим пониманием его сущности. В рассказе «Карпаты», например, читаем: «Любое прекрасное произведение рук человеческих или явления природы, как правило, не сразу раскрывают перед восхищенным зрителем всю глубину и скрытую красоту своих достоинств. Они завладевают человеком и ведут его постепенно, от одного открытия к следующему, давая ему время глубоко почувствовать, понять и оценить увиденное...»
Мы встретились с Михаилом Каневским во время подготовки этой выставки.
- Уважаемый Михаил, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о ваших занятиях и увлечениях до и после эмиграции.
- Я родился на Украине в небольшом городке Прилуки. Учился на архитектурно-строительном факультете Львовского политехнического института. После его окончания более сорока лет работал в проектных и строительных организациях; последние двадцать пять лет – главным архитектором Львовского отделения института «Атомтеплоэлектропроект». В Америку я приехал в 1993 году. Сначала уехала дочка, потом мы. Я не собирался уезжать, потому что в то время получили уже распространение частные мастерские, можно было открыть свою и проектировать самому. Я даже получил разрешение в Госстрое и в Союзе архитекторов Украины. Но дочка настояла и убедила, что надо ехать... А здесь уже началась совсем иная жизнь.
- А когда началось ваше увлечение изобразительным искусством?
- Я рисовал с самого детства, очень любил рисовать. Когда поступил в институт, начал этим делом заниматься серьезно. У нас была кафедра живописи, это был обязательный предмет. Я очень ревностно к этому относился, много рисовал, особенно акварелью. А это самая трудная и сложная техника. Не все сразу получалось. Но потом однажды, как я считаю, количество переросло в качество. Наряду с проектной работой я старался активно заниматься живописью и графикой, был участником многих художественных выставок. До сих пор люблю писать именно акварелью. Иногда пишу акриликом. Занимаюсь и графикой, в последнее время немного меньше, чем ранее, в этом жанре моя техника – уголь, тушь, перо.
- Что вы считаете главным в вашем подходе к живописи, в смысловом и композиционном видении того, что вы пишете в разных жанрах?
- Отвечу с философской точки зрения. Каждый человек – это прежде всего индивидуальность. И он воспринимает окружающий его мир в соответствии с особенностями своей индивидуальности. Один любит движение, быстрые переходы, другому нравится покой, третий находит красоту еще в чем-то. Но дело в том, что одной из основ существования мироздания является его гармония. Мироздание гармонично, в нем все связано, одно вытекает из другого. И в человеке это чувство гармонии заложено изначально. И когда рождаются произведения искусства – музыкальные, литературные, живописные, – то у их авторов возникают свои субъективные ощущения, которые они вкладывают то ли в холст, то ли в музыку, то ли в поэтические образы... А наша жизнь – это вечное движение. Вот я вижу определенную картину, натуру, пейзаж... Это своеобразный отраженный свет, который попадает ко мне, мозг мой все воспринимает, многое остается в памяти. Таким образом мы воспринимаем мир и таким же образом отдаем наши ощущения в виде энергоинформационного заряда холсту, партитуре, стихотворению... К этому надо стремиться, именно это воздействует на зрителя и слушателя, на их сердца и души. Чтобы зритель подходил, например, к картине и чувствовал, что его что-то держит возле нее, притягивает. Чтобы ощущал заряд энергии. Я это видел неоднократно в разных музеях и на разных выставках. А бывает, что картина написана безукоризненно, но она никого не задевает... Вот что я могу сказать о своем понимании самого процесса художественного творчества.
- Спасибо вам, Михаил, за такую интересную и содержательную выставку! Желаем вам дальнейших творческих успехов в живописи и в литературных жанрах!

Комментариев нет: