четверг, 5 августа 2010 г.

Торжество истинной красоты

На выставке работ художника Марка Кипниса

В нашей общине живет сегодня много интереснейших, талантливых людей с огромным интеллектуальным и творческим багажом. Многие из них и здесь, в эмиграции успешно продолжают свое дело, свое творчество. К сожалению, мы еще очень мало знаем о них, о тех, кто совсем рядом. Конечно, не так просто все складывалось у них. Нелегко было продолжать свою деятельность в Америке – в новой, непривычной среде. И как хорошо, что они выдержали все испытания, не изменили себе и своему призванию, продолжая радовать нас лучшими проявлениями своего таланта.
Одним из таких людей является художник Марк Кипнис. Он прежде всего – яркий живописец. Все его картины отличает композиционное совершенство и колористическое мастерство, удивительно тонкий подход к подбору цвета и его оттенков. Основа такого подхода, конечно же, реалистическая, восходящая к лучшим образцам классики. Не чуждо его произведениям и романтическое начало. Многие картины художника написаны, в основном, мастехином. Но удивительно, что крупный мазок в его пейзажах – совсем не самоцель, он только как бы создает настроение, добавляя особую эмоциональность. Детали в таких работах выписаны так тщательно, что кажется, будто это выполнено тончайшей кистью. И одновременно в них всегда читается личностное эмоциональное отношение к изображаемому, приглашение взглянуть на натуру и увидеть ее именно так, как он, художник, видит ее. Но видение у Марка Кипниса не сиюминутное, мгновенное, а как бы выделяющее в той или иной композиции что-то основное, постоянное, даже извечное, то, что является истинной красотой.
Любимый жанр художника – пейзаж. Вот «Пруд в Линкольн-парке» – удивительная по красоте композиция, полная лирической задумчивости, где с таким настроением выписана и лодка у прибрежного дуба, и светло-желтая листва на фоне зелено-голубой водной глади. А пейзаж, выполненный у берега большой реки, поражающий необыкновенным обилием цветовых пятен и их многочисленных оттенков, так и называется: «Яркие краски осени». То же буйство и торжество цвета привлекает в картине «Магнолия в цвету. Чикаго.». Оказывается, и такие прекрасные уголки природы есть в нашем городе, и очень важно увидеть их так, как приглашает художник. Иногда автор даже в названии работы дает точный адрес натуры, например: «Старая береза. Улица Maplewood в Чикаго». Здесь интересен контраст цветового решения ствола и листвы березы с фоном и цветом обычных чикагских домов, выписанных с тем же теплым лирическим настроением. Пейзажная перспектива опять-таки с интересным цветовым решением привлекает в картине «Молодые березки». Своеобразная колористическая перекличка зеленого, желтого, оттенков белого выделяет пейзаж «Осиновая роща осенью». Иногда пейзажи Марка Кипниса вызывают, кроме любования красотой изображаемой натуры, размышления общего плана, основанные на авторском восхищении всей гармонии мироздания, восхищении, хорошо передаваемом и нам, зрителям. Это читается, например, в работах «Три сосны» или «Вечерние тени в лесу», где привлекает еще и своеобразная внутренняя ритмика пейзажа.
Другая группа пейзажных работ отличается широтой, размахом, приглашением увидеть вместе и близкую, фактурную, и дальнюю, перспективную красоту. Это такие картины как «Пейзаж в Висконсине», «Катание на лодке по пруду, заросшему водяными лилиями», «Парус», «Закат за рекой», «Осенняя распутица» и другие. Нас очаровывают, притягивают к себе изящные сочетания дачных строений над водной гладью, схожей по цвету в восприятии художника с облачным высоким небом; заросшие речные берега, на которых мы видим царство многоцветья деревьев, кустарника, всевозможных цветов – и полевых, и дикорастущих; люди в лодках, плывущие в эту даль, где сливаются под лучами яркого солнца сине-зеленая поверхность воды и такое же небо...
Своеобразным шедевром в этой пейзажной серии Марка Кипниса мне видится картина «Ступеньки в парке». Здесь привлекает не только принципиальный композиционный отход автора от традиционного видения пейзажа. Художник увидел красоту в самом простом, обыденном, в том, что в буквальном смысле у нас под ногами. И в этом – проявление его живописного мастерства и всеохватывающего видения природы, всего мира вокруг. Главное – ваш собственный взгляд, ваше отношение и ваше видение такого прекрасного окружающего мира, который надо всячески беречь и хранить, – именно к этому призывает художник в этой и в других своих картинах.
На выставке будет показано и несколько пейзажей, выполненных Марком Кипнисом до эмиграции, на Украине, где он жил и работал. В них – то же колористическое мастерство и те же композиционные принципы. Привлекают своим лиризмом картины «Весеннее наводнение на Днепре», «Деревья в Казановке на Украине», «Пуща» и «Деревенский пруд» и другие. Изображенное в этих работах кажется чем-то знакомым и близким: и композиция из склонившихся над водой деревьев, выполненная в особой светлой гамме различных цветов с преобладанием желтого и зеленого, и вечерний пейзаж, где все залито волшебным лунным светом, и своеобразный хоровод березок, и уходящая вдаль зеленая дорога в парке... В этих и в последующих, более поздних работах обращают на себя внимание богатейшие оттенки зеленого цвета, особо насыщенного, хорошо передающего фактуру травы, кустарника, деревьев – всех растений, и одновременно – отражение лучей солнца или рассеяный свет, когда солнце за облаками.
Сочетание живописного и графического композиционного и декоративного начала видится в картинах Марка Кипниса, написанных в знаменитых своей неповторимой красотой бухтах Коктебеля («Скалы старого Крыма», «Скалы в воде»). В этих пейзажах хорошо читается рельефность прибрежных скал, нависших над водой. Своеобразная колористическая тональность создается в ритмическом смешении зеленых, коричневых, желтых, синих красок. Все изображенное одновременно и привлекательно, и загадочно по своей форме.
Разнообразие цвета, очень точный и взыскательный подход к выбору цветовых оттенков характерны и для натюрмортов художника. На выставке представлены две картины, выполненные в этом жанре. Традиционный мотив – цветы в вазе – в работе «Натюрморт с розами» приобретает особую эмоциональную насыщенность: кажется, что вдыхаешь аромат этих красивых цветов. И колористическое решение работы какое-то особое, радостное, в сочетании белых, розовых, светло-красных оттенков. В «Натюрморте с бутылкой» вроде бы будничность изображаемого (стол, фрукты, яблоки, чашки, бутылка и т.п.) сочетается с подходом лирическим, настроенческим, опять-таки выраженным в свойственной мастеру композиционной законченности.
Марк Кипнис – архитектор по образованию и по опыту предыдущей работы до эмиграции, и поэтому не случаен его интерес не только к природным, но к городским и историческим пейзажам. Уже здесь, в годы жизни в Америке, появилась у художника возможность поездить и увидеть мир, в том числе страны, традиционно привлекающие мастеров кисти. На выставке представлены только некоторые пейзажи, написанные в результате его поездки в Рим и в другие города Италии. В картине «Белая арка в древнем Риме» подчеркнуто изящество древней архитектуры; для этого, наверное, так тщательно выписана художником фактура камней, которые когда-то были или вымощенной дорогой, или стенами дома. Но и в них, в этих громадных камнях, – своеобразная красота и изящество. В пейзаже «Развалины древнего Рима» художник мастерски использовал неожиданный оригинальный авторский прием: на живописное полотно он добавил рельефы и изображения, вырезанные из древесной коры. Эти вставки раскрашены в тональности всей цветовой гаммы картины, и они выглядят в общей композиции очень естественно и органично, создавая дополнительную глубину и объемность. В работе «Венеция» хорошо передана неповторимость архитектуры этого города, построенного вдоль каналов. В картине довольно насыщенная цветовая гамма, неброское восхищение уникальным зодческим ансамблем с его таинственными колоннами, балконами и другой атрибутикой. Эмоциональная по настроению и почти импрессионистская картина «Париж», где в единой композиции и узнаваемые очертания зданий, и улица, и деревья, и люди, и машины, – все передающее колорит именно этого неповторимого города.
Марк Кипнис показывает на выставке и несколько работ, выполненных в других живописных жанрах. Очень своеобразны преисполненные любви и нежности портреты «Мой внук Виктор» и «Мой внук Алеша». Психологическая правда сочетается в них с тем же активным авторским отношением к изображаемому персонажу. Пастельные тона самих детских портретов здесь интересно сочетаются с необычным рамочным оформлением. Иногда художник специально создает для некоторых работ («Киевские соборы») своеобразную неповторимую фактуру деревянных рам, использует и готовые формы, добавляя к дереву металл, ткань, расписывая все это в стиле общего замысла картины. Увлекался он и соединением живописи и чеканки по металлу. В этой технике им выполнены своеобразные портреты библейских персонажей, причем они созданы скорее в живой, светской, а не в иконописной традиции. Таковы представленные на этой выставке работы «Мадонна в красном» и «Дева Мария с младенцем».
Жизнь и творчество Марка Кипниса складывались далеко не просто. Родился он в 1924-м; в 18 лет, как и все его поколение, был призван в армию. После ускоренной учебы в Ульяновском танковом училище был отправлен на фронт, сразу на передовую. Два раза пришлось выбираться из горящих танков. Воевал отважно, имел много боевых наград. В самом конце войны Марк Кипнис получил тяжелое ранение... После войны поступил в Киевский строительный институт на архитектурный факультет. Окончил его и всю жизнь до отъезда в Америку работал в Киевпроекте: в составе авторских архитектурных групп на строительстве многих объектов в родном городе, в том числе таких как Речной вокзал, Дом правительства, Институт Патона, жилые здания на Крещатике и других улицах. С юных лет его властно привлекала живопись, старался писать в свободное время. Картины Марка Кипниса вызывали большой интерес у публики, неоднократно экспонировались на выставках в Доме архитектора и в других залах. В 1991 году вместе с женой Ольгой приехал в Америку. В Чикаго он продолжает активную творческую работу. Принимал участие во всех фестивалях русского искусства, выставлялся в некоторых синагогах, на ряде экспозиций в других залах. По результатам престижной выставки Millennium International Senior Art Fair Марк Кипнис получил две первые премии за свои живописные работы.
Безусловно, далеко не все созданное художником можно показать в рамках одной выставки. Марк Кипнис изящно расписывал обыкновенные домашние сосуды и бутылки, покрывал их красочной росписью, лепкой, специальной металлической чеканкой. Есть у него и работы, выполненные только из металла. И конечно же, дома остались многочисленные картины – пейзажи, натюрморты, портреты, фигуративные композиции, в которых читается все та же гармония окружающего мира, изящные архитектурные ритмы, восхищение красотой природы и тем, что создано в ней человеком. Одной из работ Марка Кипниса поэтесса Наталья Борискина специально посвятила стихотворение, в котором есть и такие строки:
Картина полная дыханья,
Красот и музыки звучанья,
И просто светится она,
Хоть солнцем не освещена... Внутренняя эмоциональная насыщенность работ Марка Кипниса идет от высокого профессионального мастерства художника и его огромной любви к красоте мира вокруг и к тем, кто рядом с ним в этом мире.

Комментариев нет: