четверг, 5 августа 2010 г.

Торжество творческих поисков

На выставке работ художника Рудольфа Токмана

Каждая новая выставка, которая проводится в последнее время в Центре для пожилых «Forever Young», еще и еще раз показывает, насколько богата талантами наша чикагская русскоязычная община. Причем не просто богата: все мастера, работы которых экспонируются здесь, демонстрируют прежде всего свое яркое творческое лицо, свою неповторимую индивидуальность. И этим они, безусловно, привлекательны и интересны.
Много неожиданностей и открытий ждет тех, кто придет сюда посмотреть открывшуюся в начале этой недели выставку работ Рудольфа Токмана. Художник предлагает посмотреть то, что он считает самым дорогим для себя из созданного в разные годы вот уже полувекового творчества. Далеко не все, конечно, удалось привезти в Америку; творческая деятельность мастера успешно продолжается и здесь в иммиграции. Но во всех работах этой экспозиции отличительной чертой является их высокий профессиональный уровень и нескрываемое эмоциональное отношение автора к изображаемому в самых различных жанрах, в самой разной технике.
Главная, пожалуй, любовь Рудольфа Токмана – это Таджикистан, страна и древняя цивилизация, где художник долгое время жил и работал. Одна из его картин большого формата так и называется: «Воспоминание о Таджикистане». Сразу же привлекает живописная будто бы нарочитая торжественность пейзажа: освещенные солнцем величественные горы, горная дорога, красного цвета домик, роскошные деревья, бурная речка на переднем плане. Кажется, будто слышишь шум ее потоков... Видимо, значима для художника и более поздняя работа, названная «Вспоминая о днях юности». Это своеобразный автопортрет, художник изобразил себя на натуре, сидящим на берегу бурной речки, склонившимся над этюдом, на котором – очертания будущего пейзажа. Все таджикские пейзажи Рудольфа Токмана разнообразны по композиции, по тональности цвета. В каждой такой работе читается интеллектуальное, духовное начало, особое лирическое настроение. Привлекает каждый раз и поиск художником формы, поиск тонких и мягких колористических сочетаний и переходов.
Притяжение необычной красоты, причудливой гармонии горных вершин и хребтов, бурных горных речек, громадных камней вдоль их шумного русла, деревьев, раскинувших ветви под ярким южным солнцем, сказочных домиков, похожих на птичьи гнезда, – все это ощущается в картинах «Окраина Душанбе», «Варзобское ущелье», «Таджикистан. Горы», «Пейзаж с тополями», «Горная река», «Мостик через горную речку», «Лето в горах», «Горный кишлак», «Горное ущелье» и других. В пейзажных полотнах, написанных в разные времена года, цветовой гаммой очень тонко подчеркиваются колориты весны, осени, лета... Мы видим сине-лиловые очертания гор на далеком горизонте, любуемся деревьями на фоне гор рядом с горным потоком речки, восхищены своеобразной цветовой симфонией камней, скал... А вот несколько неожиданно все как бы специально засыпано ярким белым снегом («Зима в высокогорном кишлаке»).
Детальная конкретика и эмоциональное обобщение, приглашение к совместному созерцанию и раздумью – все это характерно для живописных работ Рудольфа Токмана. В картинах, написанных в Средней Азии, на земле древнейшей цивилизации, художник восхищается монументальностью и вечностью не только неповторимой природы, но и тем, что создано здесь людьми. Облик того края воссоздается и в немногочисленных, но очень выразительных портретных работах. «Старик в чалме», «Таджик-колхозник», «Гордый таджик» привлекают психологической выразительностью персонажей, передачей их чувства собственного достоинства и одновременно открытости, расположенности к тому, кто их рисует. А картина «Девочка-таджичка» – это своеобразное соединение портретного и пейзажного жанров. Мы любуемся этой сценой, где такие живописные горы, дома кишлака, камни у дороги, зелень деревьев.
Интересно, что обращаясь к архитектурному пейзажу, Рудольф Токман пишет и маслом, и акварелью, тщательно подчеркивая все необходимые черты стиля древних мастеров и одновременно создавая настроение задумчивости, как бы приглашая к совместному размышлению о настоящих общечеловеческих ценностях, объединяющих, а не разъединяющих людей. Изображение удивительной по красоте архитектуры главного минарета в Бухаре восхищает нас в картине «Большой Бухарский канал». В таком же по настроению полотне «Мавзолей Чар-Минд в Бухаре» неожиданно привлекает внимание гнездо аиста на куполе одного из высоких минаретов. А вот работа «Бухара. Утро» создана нарочито в продолговатом в ширину формате, чтобы подчеркнуть особую притягательность неба и оттенков цвета – синего, зеленого.
Несколько пейзажных работ, представленных на этой выставке, написаны художником в других местах. Прекрасно смотрится выполненная акварелью картина «Львов. Утро». Мы видим выписанные почти с фотографической точностью все и крупные, и мельчайшие детали архитектуры старого города, видим и особый отсвет стен, словно сами идем там, по той улочке, влюбившись в эту архитектуру. Этот пейзаж притягивает к себе какой-то особой теплотой, уютностью, ощущением присутствия людей здесь, рядом.
Особое место в творчестве Рудольфа Токмана занимает еврейская тематика. На этой выставке представлены две яркие картины. В работе «У Стены Плача» мы видим огромное количество молящихся в Иерусалиме, в этом святом месте. Но обратите внимание, как тщательно выписаны персонажи: не повторяется ни одно лицо, ни одна поза. Все вроде бы заняты одним делом, но каждый персонаж – личность; присматриваясь к ним, мы вместе с художником стараемся угадать и предугадать их судьбы. С любовью выписан здесь и архитектурный фон. В картине из этой же серии «Молитва» нас привлекает передача художником особого состояния и настроения персонажа, читающего святую книгу.
Появление каждого человека в работах Рудольфа Токмана всегда связано, как правило, с подчеркиванием психологической цельности портретируемого, его чувства внутреннего достоинства. Это хорошо читается в созданных художником в разной технике портретах родных и близких ему людей. «Портрет дочери», «Портрет сына», «Внук Ави», «Внучка» – в каждой из этих работ передано не просто портретное сходство: поражают глаза, воспроизведение живого активного взгляда, настроения, всего, что делает эти персонажи такими интересными и неповторимыми. Как бы примыкают по своей настроенческой стилистике к этим работам жанровая тематическая зарисовка «Интерьер нашей квартиры» и удивительно выразительные по своей цветовой гамме натюрморты «Цветы и фрукты» и «Натюрморт с цветами».
Посетителей этой выставки поражает еще одна сторона творческого дарования и мастерства Рудольфа Токмана – его уникальные работы в технике инкрустации по дереву (маркетри). К сожалению, в Америку ему удалось привезти лишь небольшую часть этих поразительных работ. С точки зрения чистой художественной изобразительности их отличает сочетание реальной конкретики с мотивом восхищения лучшими древними традициями Востока. Кажется, из далекой глубины веков пристально смотрит на вас старик, пьющий чай из пиалы на фоне колоритнейших деталей («Таджикский мотив»). Приятное лирическое настроение вызывает работа «Девушка с дутаром». Насыщенный сюжет присутствует в таких выполненных в этой технике работах художника как «Выезд на охоту» и «Шах на охоте». В них привлекает и колорит, и разнообразие деталей, сочетание динамики и гармонии в композициях. Когда смотришь, например, на инкрустацию «Шах на охоте», трудно отвести взгляд от удивительно привлекательных фигур восьми персонажей с их неповторимыми выражениями лиц, от пластики движения лошадей... А подчеркнуто лирическое начало прямо завораживает в таких работах как «Поэт и музыкант», «Девушка с кувшином», «Таджикский танец». И в каждом таком уникальном произведении читается постоянное стремление художника как можно больше приблизить натуру или фантазию к зрителю: некоторые детали тематической инкрустации как бы выходят, вываливаются из формальной рамки. В этой же технике был выполнен ряд портретов писателей, ученых, мыслителей Запада и Востока. Украшением данной выставки является «Портрет Шолом-Алейхема». А многие работы остались там, в Таджикистане: роспись интерьеров на стенах библиотек, клубов, различных зданий общественного назначения.
В нашей беседе Рудольф Токман рассказал, что сама техника инкрустации по дереву необычайно сложна; она требует не только профессиональных навыков, но и любви и терпения. Вначале художник создает графический эскиз, потом выбирает и вырезает необходимые для инкрустации пластины цветного дерева – орех, ясень, красное дерево, береза, другие породы. Размеры таких пластин могут быть различными – от самых миниатюрных до больших, масштабных, особенно когда они нужны для фона. Очень важно при этом выбрать не только нужный по цвету оттенок дерева, но и необходимые цветовые переходы в пределах одного и того же кусочка, пластины. Учитывается и удивительное свойство поверхности среза такого дерева – менять оттенки цвета при смене освещения, при изменении точки и уровня взгляда. Дерево как бы играет, создавая своими оттенками иллюзию объемности. После наклеивания таких кусочков по эскизу на деревянную пластину все осторожно покрывается лаком… Рудольф Токман сожалеет, что не может продолжать работать в этой технике здесь: требуется много технических приспособлений, материала, инструмента и прочего.
«В моей жизни были две эвакуации, – сказал в нашей беседе Рудольф Токман. – В 1941 году мы переехали из Одессы в Душанбе и Таджикистан стал моей родиной. Там я прожил 50 лет, там я жил и работал как художник. А потом была новая эвакуация: сюда, в Америку». Здесь художник продолжает плодотворно работать во всех своих основных жанрах: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины. С огромным успехом прошли в Чикаго все его, к сожалению, немногочисленные выставки. Давайте поздравим Рудольфа Токмана с интереснейшей экспозицией в Центре «Forever Young» и пожелаем ему новых успехов и творческого долголетия.

Комментариев нет: