четверг, 5 августа 2010 г.

Живопись мастера

На новой выставке Моисея Лянглебена

В центре Чикаго, в одном из исторических зданий, построенных вскоре после знаменитого пожара, недавно состоялась выставка новых работ известного в нашей общине художника Моисея Лянглебена.
Оригинальная, сохранившая черты эпохи архитектура особняка с тремя высокими этажами (северо-западный угол перекрестка улиц Dearborn и Oak) хорошо вписывается в ландшафт этого уголка Чикаго; почти рядом – не менее уникальное красивое здание Newberry Research Library. А в этом доме уже 110 лет работает Palette & Chisel Аcademy of Fine Arts. Здесь очень удобно расположены студии для рисования, мастерские живописцев и скульпторов, два прекрасных выставочных зала. Привлекает своим уютом и необычный внутренний дворик этого комплекса, в котором художники тоже могут и поработать, и пообщаться. Работающее здесь сообщество художников успешно существует за счет взносов его членов и активной помощи ряда частных и государственных спонсоров. Академия довольно результативно сочетает непосредственно практические и образовательные цели: здесь не только создаются интереснейшие работы мастеров изобразительного искусства, но идут постоянные учебные занятия со студентами и молодыми художниками в самых различных по жанру и технике классах. А в выставочных залах периодически показываются произведения тех, кто здесь постоянно работает. В одном из залов и состоялась выставка работ Моисея Лянглебена, который работает здесь уже 7 лет.
В центре экспозиции – картина «Мои внуки», выполненная пастелью на бумаге. Это двойной портрет, мы видим очень милые лица мальчика и девочки, стоящих в одном из уютных уголков домашнего интерьера. В композиции работы, в позах персонажей – предельная естественность; привлекает какая-то особая мягкость и теплота. Поэтично выписан фон: найдены очень тонкие цветовые оттенки и переходы для изображения стен и всего этого домашнего пространства. Сам художник рассказал, что картину «Мои внуки» он начал писать еще в 2000 году. Но результат его не удовлетворил, и портрет пять лет простоял, отвернутый к стене. Недавно художник вернулся к этой работе и закончил ее.
- Очень трудно было найти фон для моих персонажей, – говорит Моисей Лянглебен. – А ведь фон в живописных работах значит очень многое. В связи с этим, например, я вспоминаю такую историю, связанную с известным художником Валентином Серовым. Рассказывают, что к нему однажды пришла женщина и привела своего сына с просьбой научить его писать лица. Мол, фоны у него получаются хорошо, а вот с лицами проблема. На что Серов ответил: «Вы знаете, я помочь никак не смогу, потому что именно с фонами я мучаюсь всю жизнь». В данном случае у меня та же ситуация. Фон в «Моих внуках» все время получался очень натуральный, а мне не хотелось делать именно бытовую картину. Поэтому работа заняла у меня много времени: я все время переписывал фон. Писал пастелью, и это давало возможность что-то стереть иногда, изменить.
Почти все остальные картины на выставке – результат непосредственной работы здесь, в студии Palette & Chisel Academy of Fine Arts, куда художник постоянно ходит писать натурщиц. Работа с обнаженной моделью всегда была важной и интересной для мастеров изобразительного искусства; об этом свидетельствуют и многие страницы истории мировой живописи. Конечно, можно рассматривать работу с такой натурой и как занятие чисто учебное, познавательное, экспериментальное. Но Моисей Лянглебен силой своего таланта умеет вдохнуть в изображение каждой модели индивидуальное духовное начало, передать явные и скрытые черты характера, неповторимость личности, неповторимость психологическую и эмоциональную.
Вот, например, картина «Модель в черном». Натурщица смотрит вниз, мы не видим ее глаз, но ощущаем состояние ее глубокого раздумья о чем-то важном в жизни. Тот же прием удачно использован в работах «Модель на красном фоне», «Сидящая скрестив ноги» и других. Наверное, в этом настоящее мастерство художника – передать особое настроение персонажа, ощутить и понять, что скрыто за взглядом опущенных глаз, почувствовать неповторимость изображаемой личности.
А в картине «Блондинка» использован совсем другой прием – тщательная проработка лица персонажа, подчеркнутое акцентирование ее профиля, взгляда, тоже наполненного эмоциональным раздумьем. Безусловно, изображая каждую обнаженную женскую натуру, трудно уйти от восхищения прежде всего ее красотой. В каждой такой картине художника, естественно, присутствует и эротическое начало. Но оно не главное, не определяющее. Все внимание мастера направлено на передачу неповторимости каждой личности, на попытку проникнуть, разгадать характер, эмоции, размышления. Это читается, например, в картине «Модель, лежащая на красном фоне», где персонаж привлекает нас прежде всего своей человеческой сущностью. Так же воспринимаются и картины «Сидящая на диване», «Дженис на диване», «Модель, полулежащая на подушке» и другие подобного, скажем так, композиционного типа. И каждый раз свою смысловую и эстетическую нагрузку несет фон, его колористические интонации и оттенки, его проработка. Фон всегда у художника создает впечатление естественности, реальности натуры, какой-то особой человечности и теплоты всей обстановки.
Натура, модели у Моисея Лянглебена вовсе не обязательно всегда обнаженные. И в таких картинах читается прежде всего стремление мастера создать неповторимый индивидуальный образ. В картине «Женщина с веером» нас привлекает куда-то устремленный взгляд персонажа, мы словно стремимся разгадать тайну, причем не конкретно портретируемой модели, а образа, созданного художником. Сам он рассказал, что модель на сеансе была в черном, но натуральный цвет ее платья нарушал его художественный замысел. Поэтому он решил в этом портрете вместо передачи черного фона одежды сохранить цвет тонированной бумаги. Такой же немного загадочный женский персонаж на картине «В зеленом пальто». Художник рассказывает, что когда он пришел в студию, он увидел модель, сидящую в кресле с накинутым на плечи пальто зеленого цвета. И он увидел и представил ее как солдатку или медсестру времен войны. Так и получился этот образ, полный задумчивости и лиризма.
Очень скупо – только две работы – был представлен на выставке любимый жанр Моисея Лянглебена, принесший ему в доэмиграционные годы заслуженное признание. Это портреты конкретных людей, близких художнику. На этой экспозиции мы увидели портреты уважаемых в нашей общине Мориса Синельникова и Ефима Лившица, выполненные карандашом на тонированной бумаге. Поражает умение художника очень скупыми, лаконичными штрихами создать психологически емкий образ портретируемого, сказать то, что не передать никакими фотографиями. Рядом с этими работами – потрясающие по своей выразительности, экспрессии и динамике картинки-скетчи, сделанные за одну-две минуты углем на бумаге, – такие были условия зарисовки натуры. И здесь – энергия выразительности, совершенство графического штриха, передача экспрессии и напряженности натурной ситуации.
Моисей Лянглебен признался, что когда отобрали работы на эту выставку, оказалось, что почти все они написаны в этом году. Нельзя не восхититься творческим зарядом и энергией художника, которому в этом году исполнилось 80 лет. У уроженца белорусского местечка Климовичи за спиной – большая нелегкая жизнь, война, учеба в Московском художественном институте имени Сурикова, поиски своей индивидуальности, постоянная работа в излюбленном жанре портрета, и не только в нем, встречи со многими интересными людьми… В бывшем Союзе художник был известен, большой интерес на выставках вызывали многие его работы. Они сегодня находятся в известных российских музеях, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее в Петербурге. Критики называли его манеру импрессионистской. Но в его портретах и фигурах людей главное – не просто остановленное мгновение, поза, жест, то или иное выражение лица. За всем этим скрыта и индивидуальность самого автора, его взгляд на натуру. Это достигается чрезвычайно удачным соединением графичности и живописности в творческой манере Моисея Лянглебена, синтезом рисунка и живописи. И, что самое главное – взглядом самого художника, его видением портретируемого. Широкую известность приобрели его портреты многих известных писателей, художников, артистов, написанные в той, доэмигрантской жизни. Моисей Лянглебен рисовал Виктора Шкловского, Эммануила Казакевича, Всеволода Иванова, Льва Славина, Николаса Гильена, Сергея Смирнова, Александра Крона и многих других… Но высшее достижение художника – это его портреты замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой.
Совсем недавно Моисею Лянглебену прислали мз Москвы красиво изданный двухтомный альбом «В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников». Начальные фразы предисловия к этому изданию сообщают о том, что первым художником, рисовавшим Ахматову, был Амедео Модильяни, одним из последних – Моисей Лянглебен. Он рисовал ее с натуры пять раз и нарисовал два листа с больной Анной Ахматовой. На четырех портретах великая поэтесса оставила свои автографы. А она подписывала только те портреты, которые ей нравились. В том же предисловии рассказывается, что в записных книжках Анна Ахматова зафиксировала хронику встреч с Лянглебеном и что в ожидании художника однажды перевела с польского и записала четверостишие Виславы Шимборской:
Когда он на меня уже не смотрит,
Свое я отражение ищу,
И вижу на совсем пустой стене
Гвоздь, на котором мой (сиял) висел портрет… Здесь, в Америке Моисей Лянглебен продолжает активно и плодотворно работать, все время раскрывая новые грани своего художественного таланта. Пожелаем ему дальнейших творческих успехов. До встреч на новых выставках, уважаемый Моисей!

Комментариев нет: