четверг, 5 августа 2010 г.

«Надо больше любить друг друга...»

О работах художницы Симы Тульчинской

У художницы Симы Тульчинской, выставка работ которой подготовлена сейчас в Центре для пожилых «Forever Young», есть вроде бы обычный, написанный акварелью женский портрет под названием «Премьера». Мы видим лицо молодой женщины, всматривающейся, наверное, в зале театра в то, что происходит на сцене, обращаем внимание на детали ее вечернего туалета, на красивое ожерелье, на мягкую и как бы осторожную цветовую гамму всей композиции. Но лично на меня огромное впечатление произвели глаза и взгляд портретируемой, в котором читается и любопытство, и интерес, и ожидание чего-то, что вот-вот должно появиться. Какая-то особая внутренняя энергия сосредоточена в персонаже, и мы эту энергию ощущаем, поддаваясь ее воздействию.
И когда я смотрел на другие портретные работы Симы Тульчинской, показалось, что все они созданы видением, эмоционально схожим со взглядом персонажа картины «Премьера». В каждом произведении художницы – и чисто графическом, и живописном – присутствует активная авторская духовная энергия. Энергия интеллекта, энергия поиска, зачастую внутренних размышлений. Герои ее портретов – и женщины, и мужчины, люди совершенно разные по возрасту и профессии. Но их объединяет особое активное восприятие того, что вокруг них, объединяет всегда какое-то душевное волнение и беспокойство.
Вот, например, «Испепеленная» – так называется одна из графических работ, отличающаяся предельным правдоподобием портретируемой женщины. Нельзя не обратить внимание на удивительно тонкую технику резьбы по черному фону, на изящество линий, создающих объемное пространство. Но главное здесь – эмоциональная насыщенность портрета, передача особого тревожного состояния персонажа. Живой, активный взгляд женщины говорит нам о многом. Впечатляет все, даже детали – дым из папиросы, выписанный в этой технике. Такая же технически совершенная
проработка лица, тщательная, реалистическая, и в то же время образная и в работе «Портрет рыбака». Задумчивый взгляд персонажа направлен скорее в самого себя. Здесь тоже привлекает присущая многим работам автора гармония черно-белых линий.
В каждом портрете Симы Тульчинской читается какое-то открытие, подтекстное и интонационное откровение. Вот «Портрет индианки», где главное в персонаже – опять-таки взгляд, направленный прямо на вас. И мы всматриваемся в интересное лицо, глаза. В черно-белое изображение осторожно вводится маленькая деталь в цвете – синий в пояске на голове героини. А вот мужской портрет под названием «Оттепель», где нас встречает мягкий, задумчивый, немного печальный взгляд. Интересен в этой работе и природный фон, естественный, органичный. Как и в других портретах художницы, нельзя не обратить внимание на глаза персонажа. Определенную гармонию настроения создают и тщательно выписанные детали: одежда, шляпа, шарф, сигарета... Осторожно вводится цвет, как элемент какой-то реальной жизни, в работе под названием «Упущенное». Здесь женский портрет выполнен в лирическом настроении с особо подчеркнутой любовью к персонажу. Интересно передан и ее задумчивый взгляд. Немного обобщенный портрет с лирическим задумчивым настроением назван художницей так: «Несостоявшаяся встреча». Мы опять хорошо читаем грустный взгляд персонажа, обращаем внимание на цвет ее роскошных волос, на ее шляпку, перчатки... Героиня портрета «Женщина в зеленом» изображена, по всей видимости, в позе перед зеркалом. Она смотрит на нас и думает, наверное, о том, как будет выглядеть среди других. Художница тщательно прорабатывает ее лицо, руки... Схожая по интонации загадочность женского лица, выписанного крупным планом, – главное в портрете, названном «Француженка».
Многие работы Симы Тульчинской привлекают своим авторским видением, иногда неожиданным композиционным решением. Смотришь на ее «Лунную сонату» и возникает вопрос: что это – деталь портрета или натюрморт? Но главное здесь в той энергии, которую излучают руки пианиста, его пальцы, застывшие над клавишами рояля. Опять-таки удивительная правда, почти фото изображаемого. Но именно застывшие над клавишами руки, интонационный ритм пальцев вызывают ощущение этой особой энергии, идущей от музыканта. Постоим возле этой картины, присмотримся повнимательней, и услышим мелодию, услышим звуки исполняемой музыки. В картине «Утро» нарисован петух – это скорее авторская фантазия на заданную тему. Очень активен в композиции глаз петуха, его какой-то сквозной и пронизывающий взгляд. Широко заявлены здесь и цветовые линии.
Некоторые картины художницы в чисто живописном плане выполнены более традиционно. Своей богатой колористической гаммой выделяется, например, «Композиция с натурщицей». Красивая обнаженная натура здесь выписана с ощущением целомудренной привлекательности. В свободном, немного артистическом плане решена картина «Портрет подруги», где главное – цветовая гармония с нарушением иногда реальных пропорций, что подчеркивает особое отношение автора к персонажу. А в композиции «Вдохновение» все словно изменило свои реальные очертания – и рояль, и исполнительница, сидящая спиной к нам... Но мы опять чувствуем этот запечатленный вдохновенный момент и будто слышим звуки музыки.
В этих работах, как и в колоритных, немного абстрактных цветовых композициях под названием «Гавайи», художница показывает свое умение создавать что-то в более современных стилистических направлениях. Но, как представляется, основа ее творчества восходит к традиционным классическим образцам. Пример этому – ее портрет «Петр Первый» – и реальный, и слегка обобщенный. Персонаж изображен здесь с предельным реалистическим правдоподобием, с открытым привлекательным лицом, без парика, на фоне исторического пейзажа, в богатстве реальных колористических оттенков. Своеобразная еврейская тема заявлена художницей в интересно образно решенных изображениях иудейских пророков – «Звезда Давида» и «Провидение». Близок к классической манере изобразительного письма и пейзаж, названный «Старые времена», где интересно проработано несколько вертикальных планов: старая мельница вверху и внизу – груженая лошадиная повозка с идущим рядом возницей. Характерен и общий цветовой колорит картины, подчеркивающий, что все это – воспоминание о прошлом.
В последнее время Сима Тульчинская работает над небольшими оригинальными живописными композициями, которые она называет «Медитации». В них смешаны абстрактные и реалистические элементы. На интересном декорационном фоне в каждой такой работе – своеобразный эмоциональный центр. Это может быть глаз ребенка, просто центр, излучающий определенную, всегда положительную энергию. Стилистика таких работ исходит из авторского убеждения о лечебной, врачующей силе настоящего искусства вообще и изобразительного искусства, в частности.
Мы встретились с художницей во время подготовки выставки в Центре «Forever Young» и задали ей несколько вопросов.
- Расскажите прежде всего, уважаемая Сима, как вы начинали. Как стали художницей?
- Когда мне было лет семь, я, как и все еврейские дети, стала играть на фортепиано. Но моя учительница вскоре заметила, что музыка меня не особенно влечет. Тогда же я начала рисовать, и та же учительница посоветовала моей маме отдать меня в вечернюю художественную школу. А мама моя тоже в детстве рисовала. Она росла в большой семье, там не было возможности дать ей художественное образование, и она стала инженером-технологом. Строила мосты во время войны в эвакуации. После вечерней я с трудом, но поступила в Киеве в специальную художественную школу имени Т.Шевченко для одаренных детей. Старалась хорошо заниматься. Закончила школу, мои работы стали выставляться, я получила на международном конкурсе детского рисунка премию ЮНЕСКО. Потом я продолжила учебу в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Работала в Театральном обществе и Художественном Фонде Украины. В молодости я любила работать с акварелью и цветными карандашами. Когда мне было 26 лет, трагически погиб мой старший брат – это было большое горе для всех нас в семье. Через два года умер отец... Мое видение мира во многом изменилось, я полюбила белый и чёрный цвета... Потом было принято решение эмигрировать, приехали в Америку в самом начале 1980 года.
- Как проходила адаптация к новой жизни?
- Америка, конечно, меня поразила. Здесь полная свобода и хорошо дышится. Правда, в первый год я не могла здесь найти работу, и это было тяжело. Потом я устроилась на работу в одно из рекламно-дизайнерских агентств. Участвовала в создании разной рекламной продукции. Меня там уважали и ценили, спрашивали мое мнение о многом, что мы делали. Там я отработала 20 лет. В Америке я старалась продолжать рисовать. Сначала был – назовем его так – черно-белый период. Потом жизнь стала радостнее, и это нашло отражение в цветовой гамме моих работ.
Пишу я скальпелем по черной бумаге, акварелью, цветными карандашами. Мои работы экспонировались на выставках в JCC, на русских фестивалях в нашей общине, была выставка и в галерее «Signature of Art» в Гленко.
- Что диктует ваш жанровый выбор?
- Я пишу портреты, потому что в каждом лице есть свой маленький секрет. Мне всегда хотелось раскрыть его в своих работах. Я нашла интересную технику: на чёрной глянцевой бумаге вырезаются скальпелем лица, которые превращаются затем в объёмные изображения. Это довольно кропотливый труд, так как исправить ошибку в рисунке практически невозможно. В итоге, как мне представляется, получается изображение, от которого исходит необычная энергия, она и привлекает зрителя.В последнее время я в основном пишу композиции, навеянные моей внутренней медитацией. Я часто думаю о том, как иногда помочь себе и своим друзьям, которые не очень здоровы. Ведь эмиграция для многих – это не так просто, все держится на нервах. К тому же сейчас время не легкое, кризисное, многие без работы, настроение неважное. А надо больше любить друг друга и призывать к миру, спокойствию. Только так можно преодолеть депрессию. И вот при помощи специальной медитации я начинаю рисовать и чувствую, как потом мои работы излучают особую внутреннюю энергию. Уверена, что эта энергия помогает людям, делает их более здоровыми.
Каждый день стараюсь познать что-то новое для себя. Ибо, если человек не растет в своих познаниях, он опускается вниз. Я учу детей рисованию и счастлива, что помогаю им увидеть прекрасное.- Спасибо вам, Сима, за беседу. Желаем дальнейших творческих успехов! И до встречи на на выставке ваших картин!

Комментариев нет: