четверг, 5 августа 2010 г.

«Эхо шагов» – рассказ о времени и о судьбах

O книгe Алины Литинской

В культурной жизни нашей общины такое случается сравнительно редко. В субботу 14 мая в библиотеке пригорода Скоки состоялась презентация книги Алины Литинской «Эхо шагов». Эту книгу составили увлекательные, оригинально написанные очерки, истории, эссе о выдающихся деятелях искусства, с которыми автор была хорошо знакома: о своем отце художнике Ибрагиме Литинском, о кинорежиссере Сергее Параджанове, о дирижере Натане Рахлине, о ярких художниках Михаиле Вайнштейне, Михаиле Брусиловском, Анатолии Лымареве. Необычность этого издания, осуществленного в Киеве в Издательском Доме Дмитрия Бураго, заключается еще и в том, что книга «Эхо шагов» напоминает альбом: в ней помещены прекрасно выполненные репродукции более чем 120 живописных и графических работ художников и нескольких уникальнейших коллажей Сергея Параджанова.
Накануне презентации мы встретились с Алиной Литинской.
- Расскажите, пожалуйста, как возник у вас замысел именно такой книги? Как она создавалась? Думали ли вы о возможной книге, когда писали те или иные документальные рассказы?
- Именно такую прозу я стала писать только здесь, в Америке. Прежде я этим не занималась, у меня другая профессия, я музыкант и педагог. Я писала только стихи, они были изданы маленькой, как сувенир, книжечкой, которая называлась «Дом». Там были и стихотворения, и фотоснимки моих близких и моего дома.
Когда я приехала сюда, моя основная профессия как-то отпала, если можно так сказать. И со временем я поняла, что владею уникальной информацией, которую знаю только я. И вот начала писать. Сложность задачи состояла в том, чтобы из многих воспоминаний и подробностей выросло что-то целое, интересное современному читателю. Чтобы читатели почувствовали оригинальность и неповторимость этих людей, о которых я рассказываю. И чтобы сохранить ощущение того времени, того пространства, в котором мы тогда жили – это и наши дома, и квартиры, и улицы города, и та страна… К тому же я понимала, что есть такие вещи, о которых никто кроме меня не напишет. А потом, когда все это было написано и собрано, мой друг Алик Фрейман сказал, что ведь это – цельная книга. Так появилась идея, и вот, наконец, она осуществилась: книга издана.
- Книга «Эхо шагов» открывается рассказом о вашем отце. Что вы считаете самым интересным в его жизни и творчестве?
- Жизнь моего отца, художника Ибрагима Литинского, как бы разделена на две части. То, что он создал до войны, исчезло, за очень редким исключением: осталось лишь то, что было в музеях. Я не знаю, как сохранилась папка, в которой были сделанные им до войны рисунки – портреты именно тех людей, которые не пережили 41-й год. Спросить уже не у кого. Я рассказываю в книге об этих людях и иллюстрирую свой рассказ папиными довоенными рисунками – прекрасными графическими работами.
Творческая судьба моего отца как художника сложилась трагически еще и потому, что и написанное им во время войны тоже погибло, как ни странно, в почтовых пересылках. Была большая выставка его работ в Ташкенте, потом прямо оттуда все отправили почтой к нам в Киев, и весь багаж пропал. Несколько лет искали и ничего не нашли. Среди утраченных работ была большая картина, которую отец считал главной в своей жизни: она посвящена памяти его матери. Остались только какие-то наброски – раздумья с карандашом в руках, эскиз повторения. Работа называется «Голова Матери». Некоторые его послевоенные работы хранятся в музеях, например полотно «Шевченко в казарме» в Украинском музее. В книге есть репродукция этого полотна, написанного отцом в соавторстве с художником Самуилом Кручаковым. Эту картину выставляли в 1940 году в Третьяковке, на нее обратил внимание знаменитый художник Михаил Нестеров. Он был настолько впечатлен живописью, живым трепетным цветом и композицией, что попросил адрес отца и написал ему письмо. Началась переписка, у меня сохранилось только два последних письма Нестерова, посланных в 1941 году. Отец уже не успел на них ответить – началась война. Тексты этих писем я привожу в книге.
Первый раздел очерка об отце посвящен его военным рисункам, в следующем я стремилась воссоздать контур его творческой и человеческой судьбы. Я нашла какие-то записи, какие-то разрозненные бумаги и комментирую написаное там, пытаюсь определить круг интересов отца, его отношений с окружающими людьми. Сохранились, например, написанные отцом портреты и карандашные эскизы к ним корифеев украинского театра – Саксаганского, Ужвий, Паторжинского, Шумского, Бучмы и других.
- Многие читатели помнят ваши публикации о такой легендарной личности как Сергей Параджанов.
- Да, рассказ о нем, естественно, вошел в книгу. Конечно, уже достаточно много опубликовано и сказано и о Сергее Параджанове, и о Натане Рахлине. Но у меня есть правило: я никогда не обращаюсь к уже написанному, известному, пишу только о своих живых личных впечатлениях от общения с этими людьми. Я привожу в книге и уникальный изобразительный материал. Это, например, коллажи Сергея Параджанова, которые он мне присылал из зоны, это его коллаж памяти моей матери, умершей в 1975 году, это выполненное в форме коллажа новогоднее поздравление, это его шаржи… Все это очень дорого мне, все это – следы живого сердечного общения.
- Вы были лично хорошо знакомы и с другими персонажами вашей книги?
- Конечно, эти люди искусства тоже каким-то образом коснулись моей судьбы. Я пишу о трех очень интересных киевских художниках, с которыми мы были знакомы в разное время: о Михаиле Вайнштейне, Михаиле Брусиловском и Анатолии Лымареве. Они были совершенно разными людьми, но объединяло их то, что они были прекрасными художниками и настоящими шестидесятниками. А затем в книге идет небольшой раздел моих рассказов и историй – всяких, реальных и фантастических, но все пережито лично мной. Я рассказываю о том, что было лично мне интересно. И завершают книгу мои стихотворения.
Небольшой зал библиотеки, где проходила презентация, был переполнен. Разговор начал известный писатель, руководитель Чикагской литературной студии Ефим Чеповецкий. Издатель Дмитрий Бураго рассказал о том, как прошла недавно презентация этой книги в Киеве; была показана видеозапись с выступлением близкой подруги автора Светланы Щербатюк-Параджановой. Алина Литинская подробно рассказала о том, как возник замысел и как создавалась книга «Эхо шагов». Скрипач Михаил Клейнерман, как бы отвечая на строки стихотворения Алины Литинской «Орфей», исполнил вдохновенную мелодию Глюка из оперы «Орфей и Эвридика». На поэтическое звучание этой книги обратил внимание в своем выступлении Алик Фрейман, о значении «Эха шагов» в контексте русской эмигрантской литературы и культуры говорили Григорий Дикштейн, Семен Ландверг, Гарри Лайт, Вячеслав Каганович. Стихотворение, посвященное Алине Литинской, прочитал актер театра «Атриум» Борис Борушек; его коллеги Зоя Фрейман и Геннадий Болдецкий посвятили автору книги «Эхо шагов» исполнение своих песен.
В одном из отзывов-писем, которые уже получила Алина Литинская, написано: «Хорошая литература всегда печальна». Чтобы убедиться в этом и, конечно же, не только в этом, стоит прочитать эту книгу. Ее выход – несомненно, яркое и знаменательное событие в культурной жизни нашей общины.

Комментариев нет: