четверг, 5 августа 2010 г.

Поэзия пейзажа и натюрморта

На выставке работ художника Юрия Канзбурга

Какой-то особой манией притяжения обладает каждая работа, выставленная на этой экспозиции. Удивительно сочетание реалистического и поэтического начал, высокого профессионального мастерства, вдумчивого взгляда на натуру и одновременно глубоко прочувствованного эмоционального отношения к тому, что художник приглашает вместе с ним посмотреть. Хочется сравнить каждую работу Юрия Канзбурга с поэтическим произведением, а всю экспозицию его пейзажей и натюрмортов – со сборником стихотворений. Всматриваясь в его картины, мы восхищаемся каждым листком, цветком, веточкой, каждым деревом и кустом, уходящей вдаль дорогой, водой озера, омывающей берег, облаками в высоком синем небе...
Замысел картины «Старая усадьба. Стог» возник у художника еще до эмиграции. Там, на Украине, был написан этюд; затем уже здесь шла вдохновенная работа над этим полотном. Мы зачарованы классическим пейзажем, такими задумчивыми хвойными и лиственными деревьями, деревянным мостком через ров, каким-то особым состоянием света в конце дня перед заходом солнца. Работа выделяется тончайшими оттенками и переходами зеленого цвета. А в картине «Заросший пруд» автор фиксирует лирическое состояние природы в период начала осени; здесь уже и более разнообразная цветовая гамма, и передача подчеркнуто теплого эмоционального отношения. Во всех пейзажах Юрия Канзбурга ощущается обязательное присутствие человека. И здесь такая деталь – лодка, которой, как утверждает художник, не было на реальной натуре и которая появилась на полотне уже во время творческого процесса.
Особое внимание автора к определенным деталям, частностям, подробностям чувствуется и в других пейзажах. Ранняя осень изображена в картине «В лесной глуши»; здесь привлекает и цветовая гамма, и домик с окошками, и бревенчатая ограда, и зеленая елочка в окружении лиственных кустов и деревьев. Невольно возникают ассоциации с работами Левитана, величайшего художника позапрошлого столетия, оказавшего, безусловно, огромное влияние на Юрия Канзбурга. Двадцать лет назад была написана картина «Тополя», но и сегодня мы ощущаем удивительно теплое, поэтическое отношение художника к натуре, его любование легкой желтизной на зеленом фоне, стремление к передаче достоверности натуры и одновременно обобщающее поэтическое приглашение постоять здесь, подумать о вечности такой красоты. Так же давно была написана картина «Наш парк», в которой нам передается восхищение художника поздней, уходящей осенью. Здесь мы видим уже и больше желтизны, и опавшие листья на траве и на дорожке, и символическую, тоже немного обобщенную пару под одним зонтиком.
А пейзаж «Весна. Скамья» написан уже в Америке. Мы вместе с автором любуемся этим тихим уголком сада, цветущей яблоней за такой узнаваемой скамейкой, ощущаем привлекающую ритмику стволов деревьев. Увиденное в штате Арканзас вдохновило художника на создание удивительной по красоте картины «Домик в горах». В работе очень органично смотрятся горный склон вдали, домик на пригорке, ласково омываемый водой берег озера, молодые и старые деревья, почти волшебные камни на первом плане. Пейзаж «Перед грозой» – это полный лиризма и задумчивости уголок уже соседнего Висконсина; в работе интересно передано состояние природы, найдены тончайшие цветовые оттенки в передаче синевы неба, зелени и желтизны деревьев, поверхности земли. Необычное небо, то же дыхание ранней осени привлекает в картине «Безымянный остров». А в пейзаже «Горящее дерево» – пламя желтизны одного дерева на фоне остальной еще зеленой листвы. Но приходит время полного торжества осени, и у художника возникают более контрастные по цвету композиции, такие как «Красные тополя». Другая, более спокойная интонация – в тоже полной лиризма и символической задумчивости картине «Затененный ручей». Не верится, что здесь изображен обычный уголок наших чикагских пригородов.
Две представленные на выставке работы созданы Юрием Канзбургом в Италии, в Венеции. Художник очень точно передает неповторимый пейзажный колорит этого города, его архитектуру. Синяя гамма определяет настроение в картине «Вид на собор», где очень интересное сочетание линий старинной архитектуры на дальнем плане и живописных гондол – на переднем. А пейзаж «Вечерняя прогулка» – это уже иная, желто-красная гамма, это живописное восхищение и самим каналом, и большим количеством гуляющих вдоль него людей. Привлекает и забавная деталь: на веревках вдоль окон сушится белье...
Поэтическое видение красоты природы читается и в натюрмортах Юрия Канзбурга. Он пишет их так же, как и пейзажи – тонко, тщательно, подробно и мастерски выписывая все композиционные и колористические оттенки, детали. В основном натюрморты художника передают поставленную авторскую композицию, но могут быть и зарисовкой с реальной натуры, как в написанной акриликом очень экспрессивной картине «Подсолнухи в поле».
Самые разные цветы всех тонов и оттенков, красивые по форме вазы и кувшины, скатерти, мелкие домашние предметы – вот, казалось бы, простая фактура для этого жанра. Но художник умеет очень тонко передать в каждой такой работе определенное настроение, эмоциональную интонацию. Вот «Астры» – любимые, по признанию автора, его цветы, изображенные в китайской вазе, выписанные в теплом сочетании белого и синего цветов. Такие же теплые синие и голубые тона доминируют в картине «Ирисы»; здесь интересна и тональность вазы, и скатерть на столе с ее ритмичными цветовыми сочетаниями. В близкой стилистике написан натюрморт «Ковер-самолет», оставляющий впечатление какого-то чуда, волшебства. Свои неповторимые оттенки найдены художником в картинах «Скромный натюрморт», «Букет в синей вазе», «Букет в высокой вазе» и других.
В каждом натюрморте Юрия Канзбурга всегда заявлено определенное колористическое и эмоциональное решение фона, создающего настроение, придающего иногда определенную смысловую тональность натуре. Благодаря проработке фона возникает радостное восприятие полного предметного и цветового разнообразия «Натюрморта с фруктами». Посвященный памяти о конкретном человеке «Печальный натюрморт» с его контрастными композиционными составляющими воспринимается уже тревожно и немного загадочно. Фон определяет лирические и смысловые интонации в картинах «У окна», «Кувшин и бокал» и других. А в натюрморте «Кувшины» можно даже прочитать символически изображенный бытовой разговор отца со своим семейством...
Мы встретились с Юрием Канзбургом накануне открытия выставки.
- Расскажите, пожалуйста, как сложился у вас замысел именно такой экспозиции?
- Моя предыдущая выставка в центре «Forever Young» была более определена тематически: я показывал рисунки, портреты, фигуративные композиции, связанные с еврейской темой, еврейской историей, еврейским бытом и юмором. Но у меня, естественно, много работ на другие темы... Поэтому возникла идея выставки совершенно иного плана: показать работы, посвященные красоте природы, – мои натюрморты и пейзажи. Я не считаю себя пейзажистом, постоянно работающим в этом жанре, как, например Израиль Радунский, Анна Гноенская или другие художники нашей общины. Но поскольку до эмиграции я писал сюжетные картины и работы на бытовые и исторические темы, на военные темы, то так или иначе должен был заниматься и пейзажем, и интерьером, и натюрмортом, создавая определенную среду для любой сюжетной композиции с людьми. А сегодня тематическая картина как жанр уже никому не интересна. И здесь, в эмиграции я активнее стал писать пейзажи и натюрморты. Конечно же, хочется их показать.
- Что для вас самое главное в этом жанре?
- Мне кажется, что в каждом натюрморте или пейзаже важно достичь завершенности композиции, почувствовать, что первоначальный замысел достиг своего воплощения. Сначала я делаю этюды, будто цитирую свои впечатления. А потом начинаю эти впечатления приводить в состояние картины, что-то убираю из того, что действительно было на натуре, что-то добавляю, вношу изменения в колорит, меняю какие-то детали, оттенки... Главная задача – вложить в работу нечто большее, чем только первое впечатление. Считаю очень важным, чтобы в таких работах чувствовалось присутствие человека. Самого человека в своих пейзажах я никогда не пишу. Но что-то всегда должно быть: дома, какой-то предмет, лодка, другие результаты деятельности человека. Есть у меня, правда, и пейзажи, где формально ничего такого нет, но и там я стараюсь передать свой авторский взгляд, приглашение вместе взглянуть на все увиденное, полюбоваться им. Естественно, в разных по жанру работах я уделяю много внимания и фону, создающему определенное настроение, эмоциональную тональность.
- А как возникают у вас замыслы натюрмортов?
- Картины этого жанра, в первую очередь, это впечатление от красоты предмета или группы предметов, которых ты увидел. Вот и возникает непреодолимое желание высказаться по этому поводу, запечатлеть эту красоту. А в дальнейшем, уже составляя непосредственно натюрморт, я пытаюсь придать ему какой-то смысл, какое-то определенное окружение, свое личное видение. На природу (на натурную основу пейзажа) мы не можем никак воздействовать: она какая есть, такая и есть. Ты ее видишь и уже потом делаешь какие-то изменения на своем холсте. А натюрморт составляешь сам, группируешь по-своему предметы для того, чтобы подчеркнуть особое настроение, даже особый смысл. Почему я пишу в основном цветы? Потому что нет ничего красивее в нашем быту и в нашей жизни. Что может больше приносить радости и удовольствия? Я стараюсь писать цветы самые разные, в разной обстановке, с разной тональностью и колоритом.
- Вот уже скоро год, как в центре «Forever Young» продолжается хорошая традиция – выставки работ художников нашей общины. Ваше отношение к этому начинанию?
- Я был одним из тех, кто все это инициировал. Активно поддержали это мероприятие Борис Цынман и Владимир Хананаев; руководство нашего Центра всячески помогает эти выставки регулярно проводить. И всем нам кажется, что у нас в Центре за эти месяцы произошло какое-то изменение в самой обстановке. Выставки облагораживают, возвышают этот Центр, куда приходят пожилые люди, дают им возможность испытать многие положительные эмоции. Думаю, что такие экспозиции поднимают настроение, во многом улучшают состояние и самочувствие пожилых людей. И я считаю, что это главное в таком мероприятии. Хорошо, что руководство нашего Центра это понимает и всячески поддерживает. Оно не вводит никаких меркантильных финансовых условий и ограничений, и это тоже очень важно и замечательно. А вторая положительная сторона таких выставок заключается в том, что художники нашей общины, наконец, имеют площадку, чтобы регулярно показывать свое творчество. Разные художники, с разной подготовкой, с разными стилями и разным видением мира могут познакомить многих со своими работами, заявить о себе, высказаться, и это замечательно.
- Спасибо Юрий, за такую прекрасную выставку! Желаем вам новых творческих успехов!

Комментариев нет: