понедельник, 19 июля 2010 г.

Знакомьтесь: новая театральная труппа

Коллектив «Тет-а-тет» показал спектакль по сказке Леонида Филатова

В культурной жизни нашей общины произошло событие: о себе заявила новая театральная труппа, показавшая премьеру спектакля по поэтической сказке Леонида Филатова под названием «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Прежде всего хочется поддержать само обращение молодого коллектива к этому яркому литературному произведению. Преисполненная задорного юмора сказка-пьеса была написана выдающимся актером, поэтом, режиссером Леонидом Филатовым в 1984 году. В то время в условиях все еще существующей советской действительности она оказалась интересна своим вызовом политическим, эстетическим, нравственным и прочим господствующим в обществе нормам. В ее центре – смелый и удачливый, веселый и неунывающий, бойкий русский солдат-слуга Федот, лихо расправляющийся со своими врагами, легко решающий, казалось бы, невыполнимые задачи. Обо всем этом рассказывается с неподдельным юмором, задорно и смешно. Забавен и сам сюжет. Некий Царь (он во многом похож на многих бывших и настоящих глав государств) дает Федоту, издеваясь над ним, разные сверхсложные задания. Как и положено в сказке, Федот их выполняет с помощью верной помощницы — жены Маруси и ее «чудесных молодцов» – волшебных Тита Кузьмича и Фрола Фомича... Сказка Леонида Филатова актуальна, как представляется, во все времена: она высмеивает претенциозность «вождей» на вседозволенность и их надежду на безнаказанность. И сегодня она звучит как смешная пародия на неизменное российское настоящее, в какой-то степени и на многое в русском фольклоре и на то, что и в наши дни «великодержавники» там говорят о «русской душе» как о чем-то исключительном и загадочном.
Именно так, в таком настроении решает этот спектакль молодой актерский коллектив энтузиастов под руководством режиссера и педагога Семена Табачникова. К достоинствам показанного добавим, что постановщик и исполнители внесли в это театральное действие активное шутовское начало, идущее еще от шекспировских традиций. Мы от души смеемся во время спектакля, восхищаемся и языковой образностью, и многими находками в сценической пластике, поведении и внешних рисунках персонажей.
Открывается занавес, и мы видим интересный, красочно выполненный декорационный задник из четырех секций, изображения на которых меняются в зависимости от места действия (художник-постановщик Марина Музыченко). Появляются персонажи спектакля, и мы обращаем внимание на их костюмы, выполненные в такой же яркой стилистике, с различными интересными деталями и находками (художник по костюмам Фаина Резник). Начинает спектакль своеобразный рассказчик – Скоморох-потешник. У автора он мужчина. А здесь эта роль отдана молодой исполнительнице Даше Афанасовой, которая сразу же устанавливает необходимый контакт со зрителями. Она очень естественна, пластична, подвижна, обаятельна. Федота-стрельца играет Сергей Межеричер, подчеркивая открытость и простоту главного персонажа, его доброту, ум и сообразительность. Совсем противоположный типаж – Царь в исполнении Дмитрия Вишневского, немного гротескный, остро-шутовской, но очень своеобразный и естественный. Марусю, жену Федота, играет Инна Песчанская, создавая образ доброй волшебницы, готовой в любую минуту помочь мужу преодолеть козни Царя и всяческие трудности. Оригинальность, неповторимость и убедительность своего персонажа интересно ищет Александр Лапицкий, исполняющий роль Генерала. Совершенно неожиданный сценический рисунок создает Марина Музыченко в образе Бабы Яги. Ее Яга совсем не похожа на наши привычные представления из сказок, она – предельно активна, и в то же время – вполне земной типаж, каких много рядом с нами. В заданном режиссерском рисунке интересное перевоплощение в свои персонажи демонстрируют Надежда Мифтахова (Нянька), Елена Эпельман (Царевна).
Каждый исполнитель ролей в этом спектакле стремится заявить что-то свое, индивидуальное, в соответствии с жанром и стилистикой предлагаемого зрелища. Совсем неожиданны в своем сценическом рисунке Тит Кузьмич и Фрол Фомич – волшебные помощники Маруси, их играют Александр Овен и Александр Панкратов, а также два Посла – Англицкий и Людоедской державы (Владимир Казинец и Илья Приказчиков). Зрители обращают внимание и на персонажей без слов. Выразителен и своеобразен сопровождающий все время Царя Стражник с латами, мечом и шлемом (Дмитрий Пригоренко). Режиссером в спектакль введен дополнительный персонаж – Танцовщица (Ольга Коньякова), которая совсем не нарушет своими танцами шутовскую стилистику всего представления. Органически добавлен и Голос, встречающий Федота на острове Буяне. Мы слышим голос Сергея Семенова, в конце спектакля он выходит в футболке с надписью «Чикаго». Следует особо отметить и музыкальное оформление всего представления. Прекрасно звучит слаженный дуэт музыкантов – Геннадия Сергиенко и Аркадия Певчина. Музыка (многие узнаваемые мелодии, песенные и фольклорные) здесь не просто фон, а неотъемлемая часть всего спектакля, его общего замысла и стилистики.
Спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца» – удачное возвращение Семена Табачникова к театральной режиссуре, которой он успешно занимался в доэмиграционные годы во Львове. Когда мы встретились, я спросил у него, как возникла эта труппа, назвавшая себя Театром «Тет-а Тет».
- В нашем коллективе – молодые ребята, дети эмигрантов из стран бывшего Союза, им примерно от 18 до 25 лет, – рассказал Семен Табачников. – Они работают, учатся в колледжах и университетах. Все они нашли друг друга на различных встречах, домашних вечерах, на концертах гастролеров. Познакомились, а потом, когда их собралось более пятнадцати, решили, что надо заняться каким-то общим делом. Так возникла идея сыграть в театр – я бы так ее назвал. Это было поначалу достаточно странно, потому что они были совсем неискушенные в этом искусстве. И вот однажды они, уже зная немного обо мне, вышли на меня и сказали, что очень хотели бы сыграть написанную в форме пьесы юмористическую поэму-сказку Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Поначалу это предложение было неожиданным: ведь в эмиграции я сценической театральной деятельностью не занимался, только составлял литературные композиции и участвовал в концертах. Но, подумав и посоветовавшись с друзьями, я согласился. Работать было чрезвычайно трудно и физически, и духовно. Возможно, у меня были завышенные требования, ведь все участники – без профессиональной подготовки, даже любительской. Я занимался с будущими исполнителями ролей многими вещами, подробно рассказывал им о театре, о выдающихся актерах. И все время подчеркивал, что театр – это титаническая, тяжелейшая работа. В результате такого тяжкого труда и родился вот этот наш спектакль. Мы его уже показали в полных зрительских залах в библиотеке в Мортен Гров и два раза в библиотеке в Скоки. По реакции зрителей я понял, что наш спектакль вызывает искренний интерес: многие, возможно, истосковались по такой манере игры и существования на сцене, по такому искреннему юмору.
Поздравим Семена Табачникова и молодой коллектив с удачным началом. Вспомним, что в спектакле звучало и «хватит делать дураков из российских мужиков», и «индивид имеет право на свободную любовь», и «я без мысли об народе не могу прожить и дня», и «Я должон тебя казнить. Государственное дело. Ты улавливаешь нить?» и «от книжек мысли стали задом наперед», и многое другое афористическое, остроумное, с неизменным подтекстом. Наверное, это неплохо, что в нашей общине появилась еще одна перспективная театральная труппа. И это событие, конечно же, – своеобразная форма многогранной духовной жизни именно в эмиграции. Давайте пожелаем новому театру «Тет-а-Тет» дальнейших творческих успехов.

Комментариев нет: