пятница, 16 июля 2010 г.

«Искусство – это исповедь...»

К 80-летию художника Израиля Радунского

Его имя хорошо известно в нашей общине. В Чикаго состоялось несколько выставок работ Израиля Радунского, на которых он показывал свои пейзажи, тематические картины, натюрморты, плакаты, – вдохновенные работы разных жанров, написанные акварелью, маслом, пастелью... И каждую его картину мы воспринимали не просто как что-то увиденное автором. Нам передавались его чувства, его взволнованность, часто сдержанная, не подчеркнутая открыто и громко, но, тем не менее, глубоко пережитая, осознанная. Привлекали живописное мастерство и особенности творческой манеры этого художника: он пишет и реально, и в то же время немного обобщенно, для него главное – не подробности пейзажа или натюрморта, а настроение, интонационный смысл. В работах Израиля Радунского мы всегда видим и живописное насыщение, и какую-то своеобразную философскую загадку; часто возникает удивительное ощущение музыкального мотива...
Не верится, что Израилю Радунскому исполняется 80 лет. Он по-прежнему как всегда энергичен, активен, полон творческих замыслов. Накануне открытия юбилейной выставки его работ в Центре «Forever Young» мы встретились с ним и попросили ответить на ряд вопросов.
- Уважаемый Израиль, расскажите, пожалуйста, с точки зрения высоты ваших достижений в изобразительном искусстве и вашего творческого опыта: как вы стали художником? Что вас вдохновляло? Что служило образцом? У кого вы учились?
- Ответ вроде бы простой: все начинается с детства. И главное в детстве – это родительская любовь, переданная в младенчестве и юности, которую проносишь через всю жизнь. В этой любви – источник творчества и взгляда на все окружающее. Рисовать я начал с самых юных лет: приходили гости, знакомые, рисовал их, они узнавали себя. Увлечение переросло в желание стать художником. После 8-го класса школы поступил в Минское художественное училище. Закончив его, подал документы на художественный факультет Белорусского театрально-художественного института, но не был принят: мое имя – Израиль – не понравилось. Поехал в Москву, меня приняли на факультет графики в Московский полиграфический институт. Там на кафедрах живописи и графики преподавали известные художники, прекрасные педагоги. Моими учителями могу назвать художника Александра Мозалева, народного художника России, заведующего кафедрой профессора Андрея Гончарова, интересного мастера Липу Кроля. Учиться у них было весьма престижно и интересно, все они активно повлияли на формирование моего художественного мировоззрения.
- Какие жанры вы считаете основными в вашем творчестве? Расскажите об основных своих увлечениях и достижениях.
- Я работаю в разных видах изобразительного искусства: живопись, графика, плакат, оформительский дизайн. Люблю работать в разной технике: масло, акварель, пастель и других. Мои работы в бывшем Союзе экспонировались на многих республиканских, всесоюзных и международных выставках. Получал призы и премии на конкурсах на лучший политический и театральный плакат. Был членом Союза художников, несколько раз в Минске проходили мои персональные выставки. Около 35 лет проработал в системе Художественного фонда Беларуси, преподавал и вел педпрактику в художественном училище. Создал большое количество плакатов к драматическим, оперным и балетным спектаклям, к различным концертным программам. Оформлял медицинский и музыкальный музеи, экспозиции выставок в Академии наук БССР и ряде академических институтов, экспозиции на Выставке достижений народного хозяйства, комплекс «Трудовые резервы» и многое другое. Написал серию портретов для Белгосуниверситета, педагогического института, института физкультуры...
А вообще все время писал живописные картины, и прежде всего пейзажи – мое главное увлечение. Писал пейзажи Волги, природу Севера, преисполненную величия суровой красоты, милые уголки Беларуси и Подмосковья с бескрайними полями, березками, с уходящей вдаль водной гладью, с красивыми облаками и грозовыми тучами. В моей акварельной живописи нашли отражение бывшие еврейские местечки, улочки старого Минска, красоты России, Кавказа, Карпат, Крыма, Прибалтики, Болгарии, милое захолустье сел и деревень и многое другое. Наверное, в этих пейзажах – какой-то своеобразный духовный исток для меня.
- Менялись ли какие-то ориентиры, взгляды, пристрастия за ваши творческие годы?
- Думаю, что нет. Я люблю писать акварелью. А акварель, как я называю, – это чувство. Особенности этого материала – в насыщенности и нежности цветов, в энергии и плавности мазка. Считаю самой главной задачей увидеть красивое в обыкновенном мотиве, поднять повседневное до возвышенного, создать образ, передать самое характерное. Все это помогает зрителю понять, как много чудесного в окружающей нас действительности, как она и празднична, и сложна, и гармонична. Ведь реализм – он разный. Мне ближе импрессионизм, тоже реализм, но окрашенный лиризмом, поэтичностью, несущий эмоции, настроение, чувства. Мне кажется, что художнику не следует в своих работах добиваться достоверного правдоподобия, показывать все как отражение в зеркале. И вообще художнику можно больше доверять, чем зеркалу. Зеркало, конечно, только отражает натуру: оно объективно. А художник проникает в суть изображаемого, выявляя главное, то, что неуловимо простому созерцанию. В связи с этим хочется обратить внимание еще и на то, что невозможно описать словами пластическое или музыкальное произведение искусства. Ведь человек для того и берется за кисть или скрипку, чтобы сказать то, что другим способом сказать невозможно. Вот и приходится часто прибегать к аналогиям, к языку эмоций...
- Как и насколько (если это случилось) повлияла эмиграция на ваше творчество?
- Мы с семьей приехали в Чикаго в 1990 году. Я сразу же старался активно заниматься творчеством, работать в своих излюбленных жанрах. Могу признаться, что американская жизнь и американская природа нашли определенное отражение в моем творчестве. И здесь я всегда стремлюсь к своим холстам, бумаге, краскам. Продолжаю неотрывно размышлять об искусстве, продолжаю волноваться и жить его интересами. Ведь это моя страсть – искусство, живопись, рисунок. И хочется все свои способности отдавать людям.
В Америке я написал немалое количество портретов своих знакомых, близких и друзей, деятелей культуры и искусства. Мне посчастливилось написать портрет Любавичского Ребе еще при его жизни; я посетил его резиденцию и получил от него благословение. Продолжал писать пейзажи и натюрморты в технике масло, сангина, акварель... Как волонтер оформлял интерьер экспозиции «10 лет трагедии Чернобыля» в актовом зале мэрии Чикаго, оформлял залы к празднованию Дня Победы для Ассоциации ветеранов войны и другие залы. Зрителям понравился мой плакат к спектаклю «Поминальная молитва» нашего театра «Атриум». В разных залах состоялось несколько моих персональных выставок; участвовал и в ряде коллективных экспозиций, в том числе и в интересной выставке «Земля под белыми крыльями», где были выставлены работы художников из Беларуси, живущих в Чикаго... Всего сделанного сразу не перечислишь. На предстоящей выставке в Центре «Forever Young» я покажу ряд своих последних и предыдущих работ разных жанров.
- В последние годы в картинных галереях и многих выставочных залах Америки мы наблюдаем увлечение искусством формальным, абстрактным, инсталляционным (назовем их так). Ваше отношение к этому? В чем вы лично видите перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства?
- Что касается абстракционизма, то я его не отрицаю, считаю возможным активно использовать в декоративно-прикладном искусстве. А о перспективах дальнейшего развития я часто думаю, размышляя об истинной природе изобразительного искусства. Иногда записываю отдельные мысли и соображения. Некоторыми из них могу поделиться с вашего разрешения. Учиться можно только на шедеврах; настоящий шедевр можно узнать по такому признаку: в нем ничего нельзя изменить. Цвет рождает музыку, а музыка – цвета; слушая музыку, я вижу цвет, а вглядываясь в живопись, слышу музыку. Раскрашивать работу – это плохо; надо уйти от красивости. Красиво то, что хорошо. Ищи во всем прекрасное. В живописи важно не что изображено, а как. Искусство не обязано отвечать на вопросы, – оно их ставит. В искусстве все должно быть окрашено чувством. Искусство – это исповедь. Люби природу – это настоящий способ научиться глубже понимать искусство. Удивительное всегда рядом. Расправа с пошлостью – задача художника. Когда встречаешь знакомого, спрашиваешь: «Как твоя жизнь?» А художник, встречая коллегу-художника, должен спрашивать: «Как твоя бессонница?». Я очень люблю, когда мои коллеги по призванию нервные, восприимчивые, острые. И в живописи, и в жизни тот счастливый человек, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает удивляться игре света и тени...
- Спасибо вам, Израиль, за интересную беседу! Поздравляем вас сердечно со славным восьмидесятилетием! И до новых встреч на этой и на будущих выставках ваших прекрасных работ!
На выставке в Центре «Forever Young», посвященной своему юбилею, Израиль Радунский стремится показать работы разных жанров, выполненных им и раньше, и в самое последнее время. Вот одна из последних работ – «Портрет Сэмюэля Дрейка», в котором привлекает интересное, наполненное интеллектуальной задумчивостью лицо персонажа, его располагающий взгляд. В обобщенном портрете «Талмудист» переданы глубокие раздумья старого еврея, оторвавшегося на какое-то мгновение от чтения Торы. Над ним надпись на иврите: «Мир вам!». А вот картина «Портрет оперной певицы Марьяны Куликовой» представляет собой уже тематическую живописную композицию, где определенную атмосферу создают цветовые контрасты: наряд певицы, красочные букеты в ее руках, оттенки желтого фона пространства... Но все равно остается неизменным, как и всегда у художника, притяжение лица персонажа, ее привлекательный взгляд.
Конечно же, на этой выставке мы обращаем внимание на работы, написанные в постоянных и традиционных для художника жанрах. Какое-то своеобразное притяжение вызывает натюрморт «Сирень»; кажется, мы чувствуем запах этих прекрасных цветов. Возможно, такому восприятию помогает и маленькая деталь: простая ложка на столе. Своя символика в очень живописной композиции «Цветы и кисти» с ее удивительным богатством колористических оттенков (все цвета радуги), с ритмикой стоящих на столе ваз, в которых и цветы, и кисти художника. Привлекательны «Букет тюльпанов», «Желтые розы», «Ландыши» и другие натюрморты. Интересно, что один из них художник назвал «Танго», потому что стремился выразить ритмические и музыкальные интонации в композиции и в оттенках красного цвета.
Главным, пожалуй, жанром у Израиля Радунского был и остается пейзаж. Тонкое чувство ностальгии – в написанных ранее видах его родного Минска и других уголков Беларуси. «Дорога к храму» – так называется картина, написанная на российских просторах, с оригинальной композицией, как бы зовущей вверх, к очищению. Зачаровывают своей живописной красотой ряд пейзажей, запечатлевших чудесное время осени: «Осенняя радость», «Деревья осенью», «Американская осень», «Чикагские крыши» и другие. Многокрасочное живописное насыщение читается в картине «Над озером», где перекликаются композиционно лодка на берегу, дома вдали, и где очень тонкие многоцветные, полные лирического настроения интонационные переходы от берега к водной глади и дальше, в облачное небо...
Можно много рассказывать обо всех картинах и о нескольких авторских театральных плакатах, экспонируемых на этой выставке. Мы еще раз убеждаемся в том, что Израиль Радунский – серьезный и вдумчивый художник, который всегда в творческом поиске, что его изобразительное искусство – это прежде всего исповедь. Нести радость людям – вот его основная позиция. Поздравим же его со славным юбилеем и пожелаем ему новых успехов.

Комментариев нет: