четверг, 5 августа 2010 г.

Остановленные мгновения

О творчестве Арона Ланкина

Очередная выставка в Центре для пожилых «Forever Young» посвящена творчеству известного фотомастера Арона Ланкина. Здесь представлено большое количество его работ, выполненных в разные годы в самых разных жанрах – портреты, пейзажи, натюрморты, снимки остановленных мгновений, так интересно увиденные автором. Терминология изобразительного искусства не случайна, когда мы говорим о творчестве Арона Ланкина: в каждой работе мы ощущаем взгляд пытливого и вдумчивого художника, приглашающего вместе взглянуть на изображаемое и запечатленное на снимках, вместе задуматься о том, что происходит вокруг нас, увидеть глубинный смысл в чем-то простом и обыденном.
В портретах работы Арона Ланкина привлекает прежде всего стремление раскрыть индивидуальные психологические особенности персонажа и одновременно найти интересное композиционное решение. Фотомастер старается запечатлеть органичный, жизненно правдивый момент, но уловить его именно тогда, когда предельно раскрывается характер, неповторимость портретируемого. На портрете, выполненном в 1967 году, приветливой улыбкой встречает нас незабвенный Андрей Миронов – великий артист и символ вечной молодости. Мы чувствуем его открытость, доброжелательность и одновременно его трогательность и ранимость. Какая-то особая серьезная сосредоточенность и задумчивость читается в портрете Иосифа Бродского, снятого у нас в Чикаго в 1993 году. В портрете Михаила Жванецкого передана удивительная общительность этого мастера миниатюры, его готовность к постоянному общению с теми, кто вокруг. Интересная композиция и фотографии, где мы видим снятых на концерте в Чикаго Аллу Пугачеву и Максима Галкина. Мы обращаем внимание на некоторую загадочность Михаила Барышникова, подчеркнутое изящество Михаила Венгерова, на особенности других персонажей, запечатленных на фотографиях Арона Ланкина. У мастера их – множество, выполненных в разные годы до и после эмиграции; он снимает вот уже более полувека. К сожалению, не все вмещается в одну экспозицию: только фотопортреты Арона Ланкина могли бы составить отдельную выставку. В его творческом активе – интереснейшие портреты таких выдающихся людей как Илья Эренбург, Григорий Горин (автору удалось очень точно передать его подчеркнутую полемичность и парадоксальность), Зиновий Гердт, Василий Аксенов, Игорь Губерман, Иннокентий Смоктуновский, Тамара Гвердцители, Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Сергей Юрский, Леонид Филатов, Леонид Броневой, Михаил Козаков и многие другие. Интересны и так называемые двойные портреты, например, Евгения Леонова и Николая Караченцева (Чикаго, 1993), или блестяще снятая мизансцена из спектакля Театра с
атиры с участием Александра Ширвиндта и Веры Васильевой. И в каждом портрете привлекает стремление автора передать характер в позе, в выражении лица, во взгляде. Наверно, не так просто уловить мгновение, когда человек раскрылся и проявилась его внутренняя суть, его неповторимость. Арон Ланкин обладает редким профессиональным умением войти в своеобразный духовный контакт с тем, кого он снимает, настроиться на его эмоциональную волну, интуитивно уловить в характере персонажа что-то главное и определяющее.
Большинство пейзажей фотомастера отличается лиризмом и взволнованностью, подчеркнутой влюбленностью в натуру. В них присутствует ощущение объемности, своеобразной масштабности и размаха. Таковы панорамные виды Москвы, нашего Чикаго, снятого и днем и ночью, уголки Манхэттена, Бостона, Нэшвилла, Лас Вегаса и других городов. В работе «Ниагарский водопад. Чайка» привлекает законченной гармонией и сам вид водопада, и почти реальное восприятие этого насыщенного влагой воздуха, его ощущаемая свежесть. Какую-то особую динамику вносит в общую композицию летящая чайка. Неожиданный взгляд на даунтаун Чикаго предлагается в фото под названием «Брызги шампанского», где знакомые силуэты возникают за интересно увиденными и запечатленными брызгами волн озера. Здесь все естественно, хотя понимаешь, что просто так остановить и запечатлеть такое мгновение удается далеко не всем. Как и во многих других работах, этот пейзаж не статичен в своей эмоциональной экспрессии. Теплое, немного грустное лирическое настроение возникает, когда мы смотрим на пейзаж «Замоскворечье». Сквозь ручьи дождя на первом плане мы видим очертания городского лирического уголка, ощущаем наполненное своеобразной ностальгией сугубо авторское видение. Нетрадиционный взгляд, исполнение снимка с активной заинтересованностью, гармония панорамного и укрупненного видения привлекают в пейзажах «Осень», «Рига. Заход солнца», «Бермуды» (с интересным подзаголовком «Кушать хочется»), «Ночные фонтаны в Канаде», «И в Чикаго бывают зима и снег», «Снимок против солнца», «Белеет парус одинокий» и многих других.
Неожиданный своеобразный вариант пейзажного жанра – работы Арона Ланкина, где в центре – животные, дикие и домашние. Их, по всей видимости, очень любит снимать этот фотохудожник. Особое, например, обаяние ощущается в работе «Орел», где птица как бы пытается заговорить с нами. Удивительно и неповторимо остановленное мгновение на снимке «Тигры. Медовый месяц». Симпатичны и привлекательны персонажи в снимках «Тигр», «Утка с гонором», «Рыбки», «Паук», «Бабочка», очаровательны пеликаны, снятые на Флориде. Просто не верится, что так близко, укрупненно и подробно можно снять бабочку на цветке («Бабочка»), передав и состояние движения, и соответствующее настроение. Все эти и другие снимки проникнуты какой-то особой театральностью, радостью восприятия окружающего нас мира.
В фотоработах, близких по жанру к натюрмортам, Арон Ланкин прежде всего стремится обратить наше внимание на красоту изображаемых предметов, зачастую не замечаемую и не акцентируемую в нашей обычной будничной жизни. Можно, оказывается, так расположить куриные яйца на тарелочке, что они засияют в своей привлекательной объемности, в интонационной подсветке, и покажутся воистину красивыми. Оригинальный натюрморт с фруктами, арбузом, ручной мельницей на столе напоминает живописное полотно. Особое настроение читается в работах «Персики», «Черника» и других, тоже вызывающих ассоциации с картинами живописцев. И конечно же, особая эмоциональная красота подчеркивается автором, когда он снимает цветы («Цветок красный», «Цветок белый», «Лилии», «Тюльпаны» и другие). В таких работах интересно и конкретное восприятие каждого изображаемого цветка, и насыщенная цветовая гамма в общей композиции.
Держать в руках аппарат и щелкать им умеют многие. Но фотоискусство требует не только навыков, знаний, определенного опыта. Наверно, необходимо еще вдохновение, чтобы создавать образ, останавливать мгновения так, что они обладают силой художественного воздействия. А начиналось у Арона Ланкина все очень давно, в детстве... Приведем цитату из его собственного предисловия к альбому работ «Два объектива». «Сколько я себя помню, я всегда был занят фотографией, – признается автор. – Правда, я еще помню и то, что моя мама хотела сделать из меня скрипача. Какая еврейская мама не хочет, чтобы ее ребенок стал врачом или музыкантом?.. Году в пятидесятом мама мне купила фотоаппарат типа «Любитель», и вот с того времени я занимаюсь фотографией. В своей молодости я перепробовал несколько работ, учился в нескольких технических вузах, служил в армии. Но где бы я ни находился, фотокамера была всегда со мной».
Арон Ланкин начинал свою творческую деятельность на далеком Алтае, где в местной молодежной газете в 1955 году была опубликована его первая фотография. С тех пор, где бы он ни жил и где бы ни работал, он старается заниматься своим любимым делом и увлечением. Даже когда служил в армии в Минске и в Орше, его фото появлялись в знакомой многим из Беларуси окружной газете "Во славу Родины". Потом он попал в Москву, работал на киностудии "Мосфильм", учился на курсах фотожурналистики при Центральном доме журналиста на Суворовском бульваре, а последние годы перед отъездом в Америку работал на телецентре в Останкино. Там и происходили его многочисленные встречи с известными деятелями искусства и литературы. Все это время работы Арона Ланкина постоянно публиковались в различных газетах, журналах, сборниках. Уже здесь, в эмиграции, вышел альбом «Два объектива», куда вошли его избранные работы.
Мы встретились с Ароном Ланкиным во время его работы над отбором экспонатов для предстоящей выставки.
- Уважаемый Арон, как вы сами считаете, что является основой вашего личного подхода к искусству фотографии?
- Основное кредо – это, наверное, мое психологическое отношение к тому, что я снимаю, кого я снимаю. Если снимаешь пейзаж, то тебе он должен нравиться в определенной композиционной законченности. А если снимаешь человека, то тебе он должен быть обязательно чем-то симпатичен. Конечно, чтобы быть хорошим фотографом, нужно все время снимать и снимать. Главное, чтобы было из чего выбрать. В создании и восприятии фоторабот, как и произведений любого другого искусства, участвуют как бы две стороны: автор, мастер, кто снимает, и зритель, тот, кто потом воспринимает снятое. Фотография тоже сугубо индивидуальное искусство. Одним, например, нравятся картины Пикассо, другим – нет. Кто при жизни Модильяни понимал его живопись? Далеко не все. Но я всегда показываю свои работы всем, зная, что многое будет воспринято по-разному. Почти всегда восторгаюсь, когда смотрю работы моих коллег. Редко когда говорю про какую-то фотографию, что она плохая. А если вы спросите, как определить мою профессию, то я расскажу вам следующее. Когда я работал на заводе геологоразведки, делал там различные фото, начальство не знало, как записать мою должность в трудовую книжку. И потом придумало: «Фотомонтажник». Так определили мою профессию.
- Ощущаете ли вы принципиальную разницу в подходе к творчеству до эмиграции и здесь, в Америке?
- Я выехал из Советского Союза еще в 1988 году, приехал в так называемые капиталистические Соединенные Штаты. Сразу же почувствовал разницу в условиях жизни. В Советском Союзе человек при маленькой зарплате старался больше заработать, чтобы как-то хватало хотя бы на семью, на жизнь. А для свободного творчества времени почти не было... Преодолевая всевозможные трудности, мне удавалось снимать иногда выдающихся людей. Но никого это не интересовало. Хотя, конечно, настоящий художник, создавая что-то, просто делает свою работу, не думая о каких-то особенностях творчества вообще. Как и хороший журналист пишет, потому что у него есть талант.
Здесь, в Америке, немного другая обстановка. Здесь – конкуренция, никто тебя особенно не похвалит, но все зависит от тебя самого и от твоих способностей. Если людям нравится то, что ты делаешь, ты будешь успешным. Возможности для настоящего творчества в Америке огромные. Считаю, что я, например, здесь раскрылся по-настоящему. Я работал в крупной американской компании лаборантом, печатал фотографии. А в свободное время брал фотоаппарат и шел снимать для души, получал огромное наслаждение. А вообще эмиграция – нелегкий хлеб, она отражается и на психике, и на общем состоянии человека. От этого не уйти. Мне повезло, мои работы заметили в самом начале. И я благодарен всем, кто оценил мое творчество.
Пожелаем же автору этих работ дальнейших творческих успехов в нелегком искусстве фотографии.

Комментариев нет: