четверг, 5 августа 2010 г.

В ритмах красоты, гармонии и эмоций

На выставке художника Леона Окса

...Эта картина Леона Окса называется скромно: «Георгины». Я не видел ее раньше на выставках художника, а когда подошел ближе, прочитал дату ее написания: 1963 год. Вначале просто не поверилось, но потом я узнал, что это полотно – одно из немногих, которых удалось привести с собой в эмиграцию. Сразу же поражает энергия цвета, идущая от так тщательно выписанных осенних георгин и яблок, сине-голубого фона, фиолетовой драпировки... Подумалось, что уже тогда в молодом талантливом художнике было заложено многое, что так ярко проявилось в его работах, написанных за годы жизни в Америке.
Новая выставка работ Леона Окса открылась в Центре для пожилых «Forever Young», который успешно продолжает знакомить зрителей с оригинальным творчеством лучших художников нашей общины. В центре экспозиции, конечно же, городские и сельские пейзажи, навеянные образами той земли, откуда мы приехали: «Осень на Украине», «Летний день», «Утренний танец» с такими изящными, действительно танцующими березками... В поразительной по красоте и технике исполнения, нарочито продолговатой по формату картине «Весенний ручей» мы словно бы слышим журчание ручья, соединяющего движение, ритмический танец деревьев, выписанных с такой тщательной колористической проработкой. А в центре наш взгляд неожиданно привлекают два изящных куста с первыми нежно-фиолетовыми цветами. А вот и городские пейзажи: такими запомнились Леону Оксу и уголки родного Житомира, и улочки старых еврейских местечек, и небольшие российские города. В работах «Тающий снег», «Северная Россия», «Осенняя лирика», «Зима в моем старом городе», «Детство», «Крыши старого города» и других читается прежде всего удивительная собранность и продуманность композиции, видение и сиюминутное, и воображаемое. И конечно же, богатство цвета и цветовых переходов, заданной тональности, активное, скорее всего ностальгическое настроение. В пейзажных работах, написанных уже здесь, в Америке, – «Лирика», «Тишина» и других – Леон Окс продолжает и в композициях, и в цветовой гамме тему своего восхищения природой с ее удивительным богатством настроения, следуя своей технике передачи гармонии красок и их оттенков.
Привлекают внимание и относительно сложные фигуративные картины художника, где за первым чисто декоративным впечатлением скрыт внутренний драматизм и напряженная динамика. Здесь и обобщенный, иногда фантастический пейзаж, и обнаженная человеческая натура, решенная в подчеркнутом восхищении формой и цветом. В картинах «Эхо времени», «Друзья», «Пробуждение», «Звуки весны», «Сара», «Отражение», «Лебеди» и других читается открытое авторское стремление подчеркнуть, что сущность красоты природы и человеческого тела одна и та же, и в этом – особое органическое единство всего вокруг нас. В пластике женских стройных фигур – открытая аналогия с грацией и ритмикой деревьев. В таких работах в присущем стилю художника многоцветии как бы угадываются звуки и ритмы музыки. Мозаичный прием письма здесь более откровенен, каждая композиция притягивает, заставляя пристально всматриваться в ее явные и скрытые детали. Какая-то светлая, радостная загадочность этих картин возникает от присущей художнику техники рисования не чистой, а смешанной краской. Преувеличения в пропорциях создают особое рамантическое настроение в таких работах, как бы подчеркивают, что образное видение красивых людей иногда, например, дополняет изящную форму деревьев, а в природе, в деревьях и растениях угадываются формы людей...
Своеобразным ключом к пониманию этой серии полотен, где главное – пластика мизансцен и переплетений человеческих тел, может служить картина «Красота природы». Здесь прежде всего активно подчеркнута красота женских фигур, и это выражено в совершенстве и законченности линий, в лирической плавности форм и объемов. Смотрите, говорит художник, не надо ничего выдумывать: композиционная гармония существует в самых элементарных, естественных позах. Эти женщины просто сидят рядом, и это уже красиво. Изображенное художником является и фактом натуры, и в то же время плодом его воображения, фантазии. Огромную эмоциональную нагрузку несет и богатая цветовая гамма.
Многие тематические направления творчества Леона Окса словно бы сконцентрированы в красивом полотне «Мир». Пространство картины заполнено переплетениями изящных линий танцующих женщин, их красочных нарядов, различных функциональных предметов и предметов украшения. Здесь же звучат и образы-воспоминания о прошлом, и уже философские раздумья о противоречиях современной жизни. Это выражено в символике полотна: тут и дьявол, который пытается укусить женщину, и синяя птица – вестник судьбы, и очертания небоскребов вдали, и внизу – кошка, символ надежды, символ домашнего уюта. Причем все это интересно выражено в цвете, в мозаичном соседстве сочетаний ярких и неожиданных цветов и их оттенков, все сливается в стихию своеобразного гармонического единства человека и среды, в которой он существует.
Во время отбора работ к этой экспозиции мы встретились с Леонидом Оксом.
- Уважаемый Леонид, на выставку в Центр «Forever Young» придут многие, кто еще не знаком с вашим ярким творчеством. Расскажите, пожалуйста, немного о себе: откуда вы, как вы стали художником?
- Я родился в Житомире в 1939 году. Отец погиб в самом начале войны, мы вынуждены были эвакуироваться в Саратовскую область. Мать воспитывала троих детей. Рисовать я начал с шести лет. Помню, какая была радость, когда мне подарили коробочку акварельных красок. Сначала я закончил архитектурный факультет, но уже тогда понимал и чувствовал, что живопись для меня – это все. Поступил в студию и художественную школу. Бесконечно благодарен моему первому учителю Владимиру Кобылинскому, очень талантливому художнику и педагогу. Я старался много рисовать, часто ходил на этюды. Студией моей стала кухня в нашей маленькой квартире...
Первая выставка была, когда мне было года 23. Тогда местные городские власти через два дня убрали почти половину моих работ. Я был потрясен: в моих картинах совсем не было того, что официально запрещалось, что нельзя было выставлять. И через несколько лет по многим причинам созрело естественное желание уехать оттуда... Мы приехали в Америку в 1980 году. Год жили во Флориде. Мне говорили тогда: если хочешь найти работу, не говори никому, что ты художник. Но мой первый шеф, американец, относился ко мне прекрасно и даже искал для меня подработку. Естественно, я сразу же стал учить английский... Когда переехали в Чикаго, найти работу было очень трудно. Смотрел за больными, работал в ресторане, убирал квартиры. Когда устроился в одну компанию, босс не мог поверить, что я столько времени не мог найти работу. А у него я был ведущим по дизайну и выполнял работу любой технической и прочей сложности. В 1982 году решил открыть свой художественный класс. Преподавательская работа сразу как-то вдохновила, и я стал активнее писать. Очень хотелось, конечно, выставиться в даунтауне.
Считаю, что сам я адаптировался быстро. Сомнение было в одном: буду ли я испытывать здесь то, что чувствовал на родине, когда видел все мои любимые пейзажи? Оказалось, что и здесь есть очень красивые места. Крастота везде одна и та же, и люди во многом похожи внешне. Первое время я боялся показывать то, что писал здесь. Но однажды решился, взял альбом с фотографиями моих работ, пошел в даунтаун и сразу получил приглашение выставиться в двух галереях. Я не ожидал этого. А следующая моя выставка была уже персональной. Я благодарен Sherman галерее, где это произошло. Все это дало мне возможность эмоционально писать свободнее, еще сильнее почувствовать свою внутреннюю свободу. Ведь чувство свободы – это самое главное для художника. А через несколько лет я стал уже постоянно получать приглашения выставляться и печататься, стал участвовать в конкурсах, завоевывать призы и награды.
- Нашим читателям, наверное, будет интересно узнать подробнее о ваших успехах и достижениях в последние два года.
- Совсем недавно я показывал свои картины в Лас Вегасе на ART EXPO, престижной выставке, которая проводилась там впервые. Возникли интересные контакты, было время и обсудить многое, и подумать о современных направлениях в живописи. А вообще в последнее время я получаю много приглашений на выставки в Америке и в Европе. В марте я выставлялся в очень представительной ART EXPO в Нью-Йорке. Уже лет девять я получаю постоянные приглашения на выставки в разные города Америки, получаю журналы и буклеты, стараюсь следить за динамикой художественной жизни. Участие в выставках еще полезно и тем, что во время и после каждой ты находишь то, что тебя чему-то учит. Я не связан с ни с какими дилерами или агентами, все контакты устанавливаю и все организовываю сам.
В мае я выставлялся в Музее искусств в Майями, там принимали участие много довольно интересных художников из стран Латинской Америки, со многими я познакомился. Одна из моих работ – «Над Луной» – получила первый приз на этой выставке. Приглашают меня в последние годы и в Европу, но иногда приходится отказываться: большие проблемы с перевозкой работ и с их охраной. В Лас Вегасе меня пригласили на предстоящие выставки в Канаду и в Калифорнию. Выставляюсь иногда и у нас в Чикаго. 3 и 4 ноября будет выставка в Элмхорсте, на которую приглашены 50 художников из Чикаго и пригородов, в декабре у меня будет персональная выставка здесь на улице Демпстер в Civic Center. С 1 по 9 декабря мои работы будут показаны во Флоренции на международном арт-шоу, там будут художники из более 70 стран. Постоянно выставляюсь в одной из престижных галерей на 59-й стрит в Нью-Йорке.
Горжусь тем, что в прошлом году в Лондоне вышла солидная и очень красивая монография о моем творчестве, которая символически называется «Dreamscape». Во Франции недавно прекрасно издана книга-альбом «Искусство. Знаменитые мастера». Там представлены работы многих художников – от Рафаэля и Микельанджелло до современных, с хорошими репродукциями и очерками об их творчестве. Вот и я туда попал, мне там уделили две страницы. Статья обо мне есть и в «Международной энциклопедии художников», изданной в Италии. Появилось много других публикаций о моих работах в различных американских и европейских альманахах, сборниках и журналах. А целых шесть страниц посвящено моему творчеству в совсем недавно изданном в Англии (совместно со Швецией) сборнике «Famous», где собраны работы мастеров современной живописи. Ко всем этим достижениям добавлю, что недавно меня попросили стать президентом местного отделения American Jewish Artist Club, и я согласился. Теперь мы чаще встречаемся, преимущественно на выставках в библиотеках и других залах, обсуждаем различные проблемы; на будущий год в Chicago Cultural Center уже запланирована выставка работ членов нашего клуба.
- Вы продолжаете и педагогическую деятельность?
- Естественно, у меня есть ученики, люблю с ними работать, особенно когда вижу в них задатки настоящих талантов... Я говорю своим ученикам: «Если у вас есть талант, надо активнее работать, и вы добьетесь своего. Хотя карьера художника всегда очень трудная и сложная». После выставок в Италии я получил оттуда сертификат «Professor of ART», это дает мне право преподавать изобразительное искусство в любом колледже. Так что у меня есть полное ощущение востребованности, и самое главное теперь – работать, работать и работать, имея вдохновение и здоровье.
- Спасибо вам, Леон, за прекрасную выставку и за беседу! Желаем вам новых творческих достижений! И до встречи на новых выставках!

Комментариев нет: