четверг, 5 августа 2010 г.

Свое видение, оригинальная образность

На выставке живописи Леонида Осеннего

... Приветливый, располагающий, немного ироничный взгляд самого художника с открывающего экспозицию небольшого «Автопортрета» как бы приглашает зрителей к взаимному общению, к открытому разговору. В технике исполнения этой написанной маслом работы уже проявляются некоторые индивидуальные творческие особенности художника: ритмика броских мазков, цветовая яркость и эмоциональная контрастность. Но основной живописный жанр Леонида Осеннего – это, конечно же, архитектурный пейзаж. Каждая такая работа отмечена особым видением, особой влюбленностью художника в изображаемую натуру, созданную, в основном, талантом и руками людей.
Написанные еще до эмиграции виды Ленинграда – «Зимний мостик» и «Мостик Пестеля» – сегодня смотрятся с немного ностальгическим оттенком. В первом из них привлекает настроение, узнаваемость архитектуры именно этого города, своеобразная гармония темных колористических оттенков. И контрастно активное, открытое небо с тональностью, поднимающей настроение. В «Мостике Пестеля» тоже запечатлено памятное место этого города. Серые и темные цветовые тона здесь помягче и эмоционально более лиричны: кажется, что вот только что налетел порыв свежего ветра...
И вот – совершенно другой город, совершенно другая архитектурно-образная стихия. Пейзажи с видами Чикаго и его пригородов отличаются у Леонида Осеннего особой экспрессивностью, своим нескрываемым сугубо авторским видением, своеобразным приглашением вместе увидеть эту натуру так, как увидел ее он, автор. Написаны эти картины в основном маслом. Приятная перспектива широкой улицы изображена на полотне «Чикаго, улица Иллинойс». Интересны здесь интонации реального города: не парадный, а рабочий (назовем его так) пейзаж с еще незастроенным пространством, пустыми красными стенами. Зато красиво выписаны манящие небоскребы на горизонте. Характерная в пейзажах Леонида Осеннего гармония высоких архитектурных сооружений с интонациями манящей дали высокого неба подчеркнута и в картине «Вилметт, Гиллсон парк, пристань с видом на Бахайский храм». Шарообразный купол этого храма красиво возвышается над лесопарком с первой желтизной наступающей осени, над таким уютным заливом с лодками у причалов. И кажется, что лодки эти совсем рядом, хочется сесть в них и отплыть на просторы озера. А на картине «Даунтаун Виннетки» изображено здание в какой-то степени оригинальное, а в какой-то – типичное для американской архитектуры. Интересно, что и само здание, и все вокруг в изображении художника словно бы наполнено поэзией активной жизни: мы видим людей и чувствуем их присутствие в этом пространстве.
В самом центре Чикаго Леонида Осеннего привлекают виды, где не только здания, но и разные сооружения, и прежде всего такие как мосты. В работе «Открытый мост» – своеобразная ритмика, размах, яркое цветовое видение городского пейзажа. Такие полотна художник пишет маслом с использованием акрилика как грунтового фона, что усиливает колористический эффект восприятия. Подчеркнутое сочетание современного модерна в архитектуре и традиций именно американского урбанизма читается в картине «Чикаго, Wells Bridge». Обращаешь внимание и на подчеркнутую изящную конструкцию моста, на старинные часы, на общий сине-голубой колорит неба и воды. А вот уже совсем другой по интонации пейзаж с мостом – «La Salle Bridge». Композиция этой работы возникла у художника после активного периода увлечения компьютерной графикой. Обманчиво первое впечатление, будто бы все это не натура, а плод фантазии автора. Однако, присмотревшись, мы узнаем знакомое место на улице La Salle со зданием биржи в перспективе и поражаемся насыщенному ритмическому видению художника, его поиску наибольшей художественной выразительности в изображении городского пейзажа. А непохожее на все остальные городские пейзажи, написанное акриликом полотно «Ночной Чикаго» – скорее результат восхищения ритмической гармонией чикагской архитектуры, чем увлечения модной формой.
В некоторых картинах интересно стремление художника передать своеобразную экспрессивную динамику в казалось бы спокойном городском пейзаже, стремление увидеть яркое цветовое разнообразие, торжество цветов и их оттенков в натуре, обычно воспринимаемой более монохромно. Это характерно для такого полотна как, например, «Немецкий ресторан», где читается даже какая-то театральная привлекательность линий и самого дома, и группы деревьев, и движущихся машин. Иногда в композиции городского пейзажа Леонид Осенний естественно и органично, с огромной симпатией вписывает людей. Например, такова жанровая сценка в полотне «Даунтаун. Авиа-шоу» – она полна легкости и изящества. Так и хочется, посмотрев эту и другие картины, снова побывать в знакомых местах Чикаго и его пригородов, взглянуть на них снова, сверить свои впечатления со взглядом художника.
Такой активный интерес к архитектурным пейзажам в творчестве Леонида Осеннего вовсе не случаен. Воспитанник белорусской художественной школы, он пришел к живописи через увлечение архитектурой, реставрацией, дизайном, историей культуры. Он родился в России, в Нижнем Тагиле, закончил Уральское училище прикладного искусства. Затем вернулся на родину матери в Беларусь, поступил учиться на отделение «Интерьер и оборудование» Белорусского государственного театрально-художественного института. С огромным уважением и благодарностью вспоминает Леонид Осенний своего институтского педагога – Олега Владимировича Хадыку, известного в республике архитектора и художника. А затем пришлось работать в республиканском Институте реставрации, участвовать в ряде важных и интересных проектов, таких как восстановление замка Радзивиллов, центра и замка в городке Мир, музея фольклора в Ветке и других. Тогда же он начал увлекаться живописью. В 1991 году Леонид Осенний эмигрировал в Америку. Работал в специальной архитектурной компании. Активно продолжает свои поиски в разных жанрах живописи и графики. Вместе с женой Соней воспитывает молодых учеников в детской студии Lincoln Terrace Art по адресу: 5027 Warren St. в Скоки.
Но вернемся на выставку. Леонид Осенний показывает здесь не только свои архитектурные фантазии, как он их называет. Конечно же, каждая картина – это свое, индивидуальное авторское видение изображаемой натуры. Но и в других экспонируемых на выставке работах, не связанных тематически с архитектурой, важны не только интересные композиционные решения, не только то, что художник видит, но еще и как он это видит. Иногда это подчеркивается даже деталями композиции, как, например, в работе «Гладиолусы и маска». Маска рядом с вазой пытливо и заинтересованно – так кажется – смотрит на вас, приглашая в необычный, почти сказочный мир, создаваемый всей этой обстановкой, где в центре – красивые цветы, выписанные яркими и сочными мазками. Лаконичен и изящен натюрморт «Сирень в стеклянной вазе». В работе «Натюрморт с розами» нас уже привлекает та же насыщенная стихия цвета, а в картинах-близнецах «Груши на китайском блюде» и «Натюрморт с грушами» – общее колористическое разнообразие и своя ритмика композиции. И если в «Натюрморте с грушами» автор не скрывает своего творческого увлечения колористическим мастерством Ван Гога, то в совершенно неожиданном, написанном акриликом «Портрете Сирени» читается интересная композиционная параллель с некоторыми работами Рене Магритта. Удивительно привлекателен и метафоричен здесь сам портрет красивой улыбающейся девушки как часть всего натюрморта, где рядом – изящный букет сирени. Не случайно, наверное, и имя изображенного персонажа дается в названии с большой буквы. В этой внутренней перекличке источников красоты, в утверждении их единства – своя логика, возможная только в такой мастерски созданной живописной образности.
Выставка в центре «Forever Young» – своеобразная ретроспектива, отчет Леонида Осеннего за многие годы работы только в живописных жанрах. И перед открытием этой экспозиции я попросил художника подробнее рассказать о других его творческих увлечениях.
- Конечно же, что бы я ни делал, все время продолжается поиск личности, поиск себя, – так начал свой рассказ Леонид. – В Америке перед художником стоит серьезная проблема: или быть целиком коммерческим, или отдавать всего себя творческим поискам. Я стараюсь искать что-то свое как архитектор, художник и дизайнер. Именно так я стремился увидеть и понять даунтаун Чикаго. Сначала я воспринимал городские пейзажи такими, как они есть. А затем для меня открылись возможности компьютерной графики, что после определенной практики изменило и мое художественное видение города. Не вместились в эту экспозицию и мои живописные портреты – есть у меня такая серия.
Увлекаюсь я и графикой. Например, в технике компьютерной графики были выполнены иллюстрации к роману Джеймса Джойса «Улисс», которые пользовались большим успехом на специальной выставке в Дублине. В последние годы меня регулярно приглашают оформлять театральные спектакли в Black Box Theater в Бостоне. Одна из последних работ там – оформление спектакля по пьесе замечательного современного американского драматурга Дэвида Мамета. Мне посчастливилось встретиться с ним, ему очень понравилась моя работа.
Интересует меня и история, я занимаюсь сейчас исследованием причин Холокоста, меня это волнует. Ведь местечки исчезли, язык идиш исчезает, и теряется какая-то неповторимая духовность. Я стараюсь задуматься, по-новому прочитать многие архивные материалы, которые в последнее время впервые открыты и опубликованы. Думаю, что все это найдет отражение не только в моем художественном, но и в литературном творчестве.
Много времени и сил приходится отдавать педагогической работе в нашей детской студии. Наши ученики часто смотрят на мои работы и рисуют свои фантазии. Некоторые просто копируют, некоторые делают что-то по-своему, но все это – интереснейший учебный процесс, очень полезный для них. На детском восприятии, на детском ощущении я часто проверяю свои работы. Дети предельно правдивы. А взрослые могут надеть маску пристойности и не быть искренними, стесняясь говорить правду. Дети еще не знакомы с таким оружием как маска, и они говорят все прямо и открыто. Поэтому и происходят часто у нас в студии дискуссии, что очень благоприятно влияет и на воспитание и обучение наших учеников, и на мое творчество.
А вообще сейчас я говорю своим ученикам, что самое главное в художественном творчестве – это композиция. И если человек не обладает знаниями ее законов, он не может сочинять музыку, он не может придумывать архитектурные формы, не может создавать гармонию живописных полотен. А законы композиции, естественно, тесно связаны с философией, с восприятием художником современного мира.
- Спасибо, Леонид, за ваш рассказ и за эту интересную выставку. Желаем новых творческих достижений и успехов в разных жанрах!

Комментариев нет: